Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова" (далее - Заказчик);
ООО "СБ-Сервис" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25174-ЭП/21 от 05.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию КСОБ (комплексная система обеспечения безопасности) (извещение N 0372100032721000022) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100032721000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 290 240,00 рублей.
В жалобе ООО "СБ-Сервис" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкурсной документацией предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"В пункте 3, ч.7, раздела 2 установлена шкала оценки показателя "Деловая репутация участника закупки":
При оценке по данному показателю анализируется информация, характеризующая восприятие участника конкурса его клиентами (Заказчиками).
Шкала оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки":
Таблица N2
N пп |
Обозначение и наименование субфактора |
|
29 |
Представлены сведения19) о продолжительности присутствия участника на рынке и представлены подтверждающие документы 20) |
Период непрерывной профессиональной деятельности с 2016 года и ранее |
30 |
Период непрерывной профессиональной деятельности с 2017 года |
|
31 |
Период непрерывной профессиональной деятельности с 2018 года |
|
32 |
Период непрерывной профессиональной деятельности с 2019 года |
19) Сведениями является продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности (техническое обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности (в определении ГОСТ Р 53704-2009) и/или систем пожарной сигнализации и/или систем охранно-пожарной сигнализации и/или систем оповещения и эвакуации при пожаре). При этом под беспрерывной работой понимается заключение и исполнение контрактов аналогичных объекту закупки настоящего конкурса за каждый календарный год 8. Совокупная стоимость представленных контрактов (договоров) должна составлять не менее ста процентов от начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки. Под контрактами (договорами) аналогичными объекту закупки настоящего конкурса понимаются контракты (договора) на выполнение работ по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (в определении ГОСТ Р 53704-2009) и/или систем пожарной сигнализации и/или систем охранно-пожарной сигнализации и/или систем оповещения и эвакуации при пожаре, исполненные без применения штрафных санкций.
20) В подтверждение предоставляются электронные образы или электронные документы9:
контракты (гражданско-правовые договора) на выполнение работ по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (в определении ГОСТ Р 53704-2009) систем пожарной сигнализации и/или систем охранно-пожарной сигнализации и/или систем оповещения и эвакуации при пожаре, успешно исполненного(-ных) Участником закупки, включая все листы, приложения и изменения (дополнения) к ним, акт (-ы) выполненных работ, содержащий (содержащие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающий (подтверждающие) стоимость исполненного контракта (договора).
___________
8 кроме текущего календарного года (2021 года). При этом, окончание выполнения работ может приходиться на 2021 год, при условии полного завершения работ по контракту (договору).
9в случае если исполненный контракт/договор со всеми приложениями (при наличии) заключен и подписан сторонами в письменной форме на бумажном носителе и/или в случае, если акт (-ы) выполненных работ, содержащий (содержащие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающий (подтверждающие) стоимость исполненного контракта (договора) составлены и подписаны сторонами в письменной форме на бумажном носителе, предоставляется электронный образ документа. В случае если исполненный контракт/договор со всеми приложениями (при наличии) и/или акт (-ы) выполненных работ, содержащий (содержащие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающий (подтверждающие) стоимость исполненного контракта (договора), составлены и подписаны сторонами в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями сторон, предоставляется электронный документ"
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование о предоставлении контрактов/договоров, стоимость которых составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса.
"В пункте 5, ч.7, раздела 2 установлена шкала оценки показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг":
При оценке по данному показателю анализируется информация об уровне квалификации трудовых ресурсов участника (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
В том числе установлено требование:
"В подтверждение предоставляются электронные образы: дипломов об образовании и свидетельств об обучении по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации (при наличии); удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках (приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н); действующих документов (свидетельств, удостоверений, сертификатов и т.д.), свидетельствующих о прохождении работником обучения по обслуживанию оборудования, установленного на объектах Заказчика и выданных производителем этого оборудования (ЗАО "НВП "Болид" и/или АО "Аргус-Спектр" и/или ООО "Рубеж" и/или ЗАО НПП "Мета" и/или InterM)**; удостоверений о допуске к работам на высоте (приказ Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н); удостоверений по пожарной безопасности (согласно требованиям приказа МЧС России от 12 декабря 2007 года N 645 и "Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум" (утв. МЧС РФ); удостоверений по охране труда (согласно требованиям Постановления Минтруда России от 13 января 2003 года N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров и (или) приказов о приеме на работу; документов, устанавливающих трудовые функции сотрудника по организации выполнения работ (со всеми изменениями и дополнениями (при наличии). А также, электронный образ трудовых книжек с листами, позволяющими определить стаж работы по направлению либо электронный образ или электронный документ выписок со сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р (форма, а также формат представления в электронной форме утверждена приказом Минтруда от 20.01.2020 N 23н);
* указана область образования и специальности, используемые для реализации профессиональных образовательных программ высшего образования в соответствии с действующим ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Определение соответствия специальностей дипломов о высшем профессиональном образовании государственного образца предыдущих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, осуществляется согласно разъяснениям (приказам, письмам) Минобрнауки России (Минобразования России).
** не менее двух производителей из представленного перечня.
Кроме того, дополнительно необходимым является предоставление следующих документов участника закупки:
электронный образ штатного расписания и электронный образ и/или электронный документ расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчётный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в конкурсе в электронной форме (все страницы) (форма расчёта по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчёта в электронной форме утвержден приказом ФНС России)***; персонифицированной отчётности сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) по утвержденной форме (согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83П), составленной за последний отчётный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в конкурсе с отметкой отделения пенсионного фонда, подтверждающей факт приёмки указанной отчётности (протокол о приеме сведений).
***Форма расчёта по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчёта в электронной форме утвержден:
- Приказом ФНС России от 18.09.2019 NММВ-7-11/470 "Об утверждении формы расчёта по страховым взносам, порядка её заполнения, а также формата представления расчёта по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551".
В соответствии со статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчётным периодом признается календарный год, отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Представленный расчёт должен содержать все разделы формы.
Наименование должности заявленного участником профильного сотрудника (специалиста, работника) может отличаться от наименований должностей, указанных в таблице шкалы оценки по показателю, в случае, если такой профильный сотрудник (специалист, работник) имеет соответствующее профессиональное образование, работает по специальности и обладает профессиональными навыками, необходимыми для выполнения работ в соответствии с действующими выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий. К профильным сотрудникам (специалистам, работникам) относятся сотрудники (специалисты, работники), имеющие соответствующее профессиональное образование, работающие по специальности и обладающие профессиональными навыками, необходимым для выполнения работ. В случае если должность заявленного профильного сотрудника (специалиста, работника) отсутствует в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) и (или) в действующих выпусках ЕТКС, такой сотрудник (специалист, работник) при расчёте показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" учитываться не будет.
6. В случае включения в состав заявки документов, содержащих персональные данные физических лиц, к заявке обязательно прилагается электронный образ согласия каждого лица на обработку персональных данных, в виде отдельного документа с подписью специалиста, дающего право Заказчику на обработку его персональных данных, оформленный в соответствии с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".
7. Баллы начисляются в случае, если заявка содержит все предусмотренные по критерию (показателю) подтверждающие документы, если их предоставление является обязательным, согласно пунктам 3-6 настоящего раздела документации. Все предоставляемые в рамках критерия "квалификация участника закупки" подтверждающие документы должны предоставляться в виде электронных образов полных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру.
В случае не предоставления какого-либо из перечисленных документов в отношении каждого из показателей, комиссия не засчитывает наличие баллов по данному показателю".
Из вышеуказанного следует что участник закупки на каждого сотрудника, предлагаемого для квалификации, должен предоставить:
- документы об образовании (диплом, свидетельство, удостоверение, сертификат)
- документы о трудоустройстве (трудовой договор и/или приказ)
- документы о стаже (трудовые книжки)
Кроме того, дополнительно необходимо в составе заявки:
- Штатное расписание
- Расчёт по страховым взносам, (по форме утв. Приказом ФНС России от 18.09.2019 NММВ-7-11/470), содержащий все разделы формы
- Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) по утвержденной форме (согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83П)
Документы "Трудовой договор", "Сведения о застрахованных лицах" и "Расчёт по страховым взносам" содержат информацию о персональных данных (СНИЛС, ИНН, паспортные данные) сотрудников участника, предлагаемых для квалификации.
В форма "Расчёт по страховым взносам", "Сведения о застрахованных лицах" содержат информацию о персональных данных (СНИЛС, ИНН, паспортные данные) абсолютно всех сотрудников компании.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
3. Комиссия УФАС воздерживается от выдачи предписания, в связи с выдачей его по ранее рассмотренному делу.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СБ-Сервис" частично обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с ранее выданным по данной закупке.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2021 г. N 44-3826/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021