Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик);
ООО "ОПТМЕДТОРГ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25807-ЭП/21 от 12.08.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения закрытого аукциона на поставку расходного имущества для нужд клинических подразделений Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (извещение N 0372100024521000397) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100024521000397. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 511 240,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы частично не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 86 Закона о контрактной системе, под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона о контрактной системе, документация о закрытом аукционе должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального
при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию документации об аукционе.
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что к поставке необходимы мобильные кондиционеры различных типов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
В жалобе Заявитель настаивает на том, что установленные Заказчиком требования в совокупности соответствуют товару одного единственного производителя TDM Co. (Корея) (официальный представитель ООО "МТК").
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС сообщил, в том числе, следующее:
Исходя из вышеизложенного, считаем, что в документации об закрытом аукционе нет нарушений Федерального закона N 44-ФЗ. Описание предмета закупки полностью соответствует п.1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, кроме того заказчик не имеет оснований для снижения требований опубликованного технического задания.
Пояснения к ответу.
- п. 1
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Научно-производственное объединение ДЕОСТ
2. ООО "Медин-Урал", Россия
3. Stryker Страйкер)
4. Zimmer
5. ТДМ Корея
- п. 2
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Научно-производственное объединение ДЕОСТ
2. ООО "Медин-Урал", Россия
3. Stryker Страйкер)
4. Zimmer
5. ТДМ Корея
- п. 3
Наличие закругленных концов у стержня является важным показателем, благодаря которому минимизируется травмирование мягких тканей. Данный показатель имеется у следующих производителей:
1. ООО "Медин-Урал", Россия
2. Zimmer
3. ТДМ Корея
- п. 4
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. ООО "Медин-Урал", Россия
2. Stryker Страйкер)
3. Zimmer
4. ТДМ Корея
- п. 5
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Научно-производственное объединение ДЕОСТ
2. ООО "Медин-Урал", Россия
3. Stryker Страйкер)
4. Zimmer
5. ТДМ Корея
- п. 6
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Научно-производственное объединение ДЕОСТ
2. ООО "Медин-Урал", Россия
3. Stryker Страйкер)
4. Zimmer
5. ТДМ Корея
- п. 8
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Научно-производственное объединение ДЕОСТ
2. ООО "Медин-Урал", Россия
3. Stryker Страйкер)
4. ТДМ Корея
- п. 9
Важными показателями является наличие борозд на внутренней поверхности одной из частей, для жесткости фиксации длины. Отверстие овальной формы, для возможности корректировки длины соединителя.
Наличие цветовой маркировки также является важным показателем, влияющим на скорость и четкость в работе среднего медицинского персонала, во время оперативного вмешательства.
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. ООО "Медин-Урал", Россия
2. Stryker Страйкер)
3. Zimmer
4. ТДМ Корея
Таким образом, любой участник закупки имеет возможность в заявке предложить к поставке товар полностью соответствующий указанным в Документации показателям, позволяющим определить соответствие предлагаемого товара установленным заказчиком требованиям, и получить допуск к участию в аукционе
- п. 10
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Stryker Страйкер)
2. Zimmer
3. ТДМ Корея
4. Титанмед
- п. 12
Показатели, которые привели в пример, производителя Double Medical (Китай), соответствуют диапазону значений указанных Заказчиком, соответственно никаких ограничений относительно Вашего участия в процедуре нет.
- п. 13
Для минимизации механического контакта конструкции (минипластина 2,0) с сухожильным разгибательным аппаратом пальцев при операциях остеосинтеза переломов пястных костей и, особенно, фаланг пальцев, с целью ранней разработки движений, а также профилактики послеоперационных разгибательных контрактур суставов пальцев необходимы пластины минимальной толщины (не более 1 мм).
- п. 14
Наличие самонарезных винтов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ограничением конкуренции. Данный вид винтов имеется абсолютно у всех производителей, на территории Российской Федерации.
Использование самонарезных винтов сокращает время проведения оперативного вмешательства, за счет того, что не используется метчик, для предварительного формирования канала.
Параметры с аналогичными характеристиками имеются у таких производителей, как:
1. Stryker Страйкер)
2. Zimmer
3. ТДМ Корея
4. Титанмед
5. ТСТ
Таким образом, любой участник закупки имеет возможность в заявке предложить к поставке товар полностью соответствующий указанным в Документации показателям, позволяющим определить соответствие предлагаемого товара установленным заказчиком требованиям, и получить допуск к участию в аукционе
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика и в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе по причине наличия различных производителей товаров, которые могут подходить под характеристики объекта закупки.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 86, 87, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОПТМЕДТОРГ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2021 г. N 44-3858/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021