Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ГБОУ лицей N 126 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):, в отсутствие представителей ИП Сергеева Руслана Владимировича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 25234-ЭП/21 от 05.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку систем хранения (извещение N 0172200004321000110) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004321000110. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 207 250, 00 рублей.
В жалобе ИП Сергеев Р.В. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара".
В отношении товарной позиции N 12 "Система хранения тип 5" установлены, в том числе, следующие требования:
"Высота каждого шкафа должна быть: не ниже 1100 мм и не выше 1030 мм".
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрен ряд положений, регламентирующих порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"В случае установления требований, одновременно указывающих на минимальность и максимальность значения показателя в любом порядке, разделённых символом "," или союзом "и", с использованием вышеуказанных слов/словосочетаний/выражений/символов/предлогов, участник закупки указывает в своей заявке одно конкретное значение показателя, удовлетворяющее требованиям, указывающим на минимальность и максимальность значения показателя, исключением из указанного правила являются случаи: 1) установления требования одновременно указывающего на минимальность и максимальность значения показателя в любом порядке с использованием вышеуказанных слов/выражений/ предлогов, разделённых союзом "и", при этом единица измерения указана у минимального и максимального значения показателя, а перед требованием установлен символ ":" участник должен указать диапазон конкретных значений показателя, удовлетворяющий требованиям указывающим на минимальность и максимальность значения показателя.
В случае установления требования указывающего на максимальность значения показателя, с использованием словосочетаний "не превышает", "не шире", "не выше", "не глубже", "не более", "не толще", участник указывает конкретное значение показателя, не превышающее установленное значение;
В случае установления требования указывающего на минимальность значения показателя с использованием словосочетаний "не уже", "не менее", "не тоньше", "не ниже", участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное значение".
Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанные положения инструкции, не позволяют определить порядок предоставления сведений в отношении показателя высоты шкафа, поскольку с одной стороны необходимо указать значение, не превышающее 1030 мм, вместе с тем указанное значение должно быть не меньше 1100 мм.
Представитель Заказчика указал на техническую ошибку.
Установление вышеуказанных требований противоречит п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений: В случае если требование к значению показателя разделено символом "_", участник закупки обязан указать один из двух вариантов значений, разделенных символом "_". Исключением являются случай, когда значения показателей, разделенные символом "_" сопровождаются словосочетанием "должна быть", в данном случае Участнику необходимо указать одно конкретное значение в пределах установленного интервала, исключая крайние границы
В отношении товарной позиции N 11 "Система хранения тип 8" установлены требования: Задняя стенка должна быть выполнена из ламинированной древесно-волокнистой плиты, толщина 3_5 мм.
В соответствии с возражениями Заказчика в инструкции отсутствует требование о том, что при наличии в предложении словосочетания "должна быть" участник указывает одно конкретное значение в пределах установленного интервала, исключая крайние границы. В данном случае значения показателей разделенные символом "_" не сопровождаются словосочетанием "должна быть".
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений документации, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе, однако данным правом не воспользовался.
Довод жалобы признан необоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов жалобы 4 и 5.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.08.2021 N0172200004321000110-1, на участие в аукционе поступило 8 заявок, все из которых были признаны соответствующими требованиям документации.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сергеева Руслана Владимировича обоснованной в части доводов относительно установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2021 г. N 44-3817/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021