Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (далее - Заказчик):;
ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26056-ЭП/21 от 16.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение культурных- развлекательных и оздоровительных мероприятий (извещение N 0372100005921000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100005921000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 100 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Турэксперт" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки заявок;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в конкурсной документации в Приложении N 1 к информационной карте открытого конкурса Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"2.1.1. Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема:
подпоказатель- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
Значение показателя и порядок оценки:
Значимость показателя критерия - 40%. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,40.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
Оценка производится по общей стоимости исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению (без начисления штрафов и пеней), которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в Приложении (Файл "ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ") к Заявке на участие в конкурсе, приведенных в Справке опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема, с 18.08.2017 года по 18.08.2021 года.
В качестве документов, должны быть предоставлены:
- копии государственных контрактов/договоров; и исполненных без начисления штрафов и пеней.
- копии документов, подтверждающих исполнение государственных контрактов/договоров
Количество баллов определяется по формуле:
НЦОi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В данном случае, КЗ = 0,40;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
подпоказатель -Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Значение показателя и порядок оценки:
Значимость показателя критерия - 30%. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,30.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
Оценка производится по наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, подтверждённому документально на основании сведений, предоставленных в Приложении (Файл "ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ") к Заявке на участие в конкурсе.
В качестве документов, должны быть предоставлены:
копияконтракта, заключенного по наибольшей цене и исполненного без начисления штрафов и пеней.
- копии документов, подтверждающих исполнение государственных контрактов/договоров .
Количество баллов определяется по формуле:
НЦТi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:КЗ - коэффициент значимости показателя.
В данном случае, КЗ = 0,30;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
подпоказатель: общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
Значение показателя и порядок оценки:
Значимость показателя критерия - 30%. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,30.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
Оценка производится по общему количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению , которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в Приложении (Файл "ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ") к Заявке на участие в конкурсе, приведенных в Справке деловая репутация участника закупки.
- общее количество исполненных контрактов без нареканий;
- копии документов, подтверждающих исполнение государственных контрактов/договоров .
Количество баллов присуждаемых по критерию оценки "деловая репутация участника закупки" определяется по формуле:
НЦРi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В данном случае, КЗ = 0,30;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.2. Итоговый рейтинг по критерию "квалификация участников закупки":
Итоговый рейтинга заявки по критерию, вычисляется умножения коэффициента значимости на сумму рейтингов по всем нестоимостным критериям оценки:.
Kci = (НЦОi + НЦТi + НЦМi + НЦРi) *0,6 где:
Kci - рейтинг по критерию "квалификация участников закупки";
0,6 - коэффициент значимости нестоимостного критерия оценки - "квалификация участников закупки".
3. Итоговый рейтинг заявки.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке.
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.
Рейтинг представляет собой оценку, получаемою по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Итоговый рейтинг заявки:
Ki = Kai + Kci
где:
Kai - итоговый рейтинг по критерию "цена контракта";
Kci - итоговый рейтинг по критерию "квалификация участников закупки"
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Заявке, набравшей наибольший итоговой рейтинг, присваивается первый номер.
Победителем признается участник, получивший наибольшую итоговую оценку заявки.
При совпадении итогового рейтинга участников, выигравшей будет признана заявка, которая поступила ранее других заявок на участие.".
Из вышеизложенного однозначно усматривается, что оценке подлежат исключительно контракты (договоры), исполненные без начисления неустоек (штрафов, пеней), что ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов. Однако, применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением у участника закупки опыта: соответствующего предмету закупки, но в то же время ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю (критерию).
Подобный порядок оценки, установленный в документации о предоставлении к оценке контрактов (договоров), исполненных без начисления неустоек (штрафов, пеней), является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными и констатирует в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в конкурсную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 августа 2021 г. N 44-3912/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021