Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Организация, осуществляющая полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона):
в отсутствие представителей Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Заказчик), ООО "Норма" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26157-ЭП/21 от 17.08.2021) на действия Организации, осуществляющей полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на выполнение работ по реконструкции электрических сетей и устройств наружного освещения объекта: Академический пр. от Дворцовой ул. до Кузьминского шоссе, г.Пушкин (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000270. Начальная (максимальная) цена контракта - 53 291 977, 40 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Организации, осуществляющей полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении непредусмотренных Законом о контрактной системе требований к участникам закупки.
Организация, осуществляющая полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 99, согласно которому при проведении закупки работ, связанных с объектами культурного наследия, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии пунктами 1, 1.1, 1.2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение ч. 4 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, на основании требований, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, пунктом 1 (1) Приложения N 1 к Постановлению N 99, СПб ГБУ "Ленсвет" установлено дополнительное требование к участникам электронного аукциона о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Так, при наличии в документации о закупке видов работ по сохранению объектов культурного наследия, неустановление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, противоречит ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из предоставленных СПб ГБУ "Ленсвет" пояснений следует, что работы, входящие в объект закупки, будут осуществляться в отношении объекта культурного наследия, а именно работы по реконструкции электрических сетей и замене опор частично производятся на территории объектов (выявленных объектов) культурного наследия.
В свою очередь, частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушении ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что объект рассматриваемой закупки не содержит в себе работы в отношении объекта культурного наследия.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017, невключение дополнительных требований в документацию нарушает принципы открытости, прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно соответствия их требованиям заказчика.
Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ, выполнение работ в рамках объекта культурного наследия является мерами, направленными на обеспечение физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия федерального значения, заказчику вменена обязанность по установлению дополнительных требований к участникам закупки при формировании извещения о закупке и документации.
Таким образом. Комиссия УФАС приходит к выводу о правомерности установления СПб ГБУ "Ленсвет" дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 августа 2021 г. N 44-3901/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021