Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):; ГБДОУ детский сад N 67 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; АО "Артис - Детское питание" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя (вх. N 26069-ЭП/21 от 16.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) для организации питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Приморского района Санкт-Петербурга в 2021-2022 годах (установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н) (извещение N 0172200002521000208) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 02.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000208. Начальная (максимальная) цена контракта - 108 143 913, 72 рублей.
В жалобе АО "Артис - Детское питание" указало на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В силу ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В извещении об осуществлении закупки указано условие допуска для участников согласно Приказу Минфина N 126н от 04.06.2018 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров из иностранных государств, за исключением стран-членов ЕАЭС.
В силу п. 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
Согласно Приложению N 1 к Приказу Минфина N 126н Перечень содержит следующий вид ОКПД на который распространяется действие Приказа Минфина N 126н:
01.2 |
Культуры многолетние |
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" указанный подкласс также включает в себя подкатегорию бананы с кодом 01.22.12.000.
В описании объекта закупки, в частности, указаны следующие требующиеся Заказчику товары: Бананы 01.22.12.000.
В соответствии с пунктом 15.3 конкурсной документации: подтверждением страны происхождения товаров, необходимых к поставке, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара (участник конкурса вправе воспользоваться формой "Декларация страны происхождения товара, являющейся приложением N 7 к конкурсной документации).
Наименование страны происхождения устанавливается в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
В соответствии с. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Участником закупки АО "Артис-Детское питание" в соответствии с п. 1.6. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждена страна происхождения товара "Бананы тип 1", предлагаемого к поставке по результатам закупки, путем указания (декларирования) страны происхождения "Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация".
В силу ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1, 4 и 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 10.08.2021 NПРОII1 заявка участника АО "Артис-Детское питание" признана несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям:
"Участником закупки АО "Артис-Детское питание" в соответствии с п. 1.6. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждена страна происхождения товара "Бананы тип 1", предлагаемого к поставке по результатам закупки, путем указания (декларирования) страны происхождения "Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация".
Согласно письма Минсельхоза России от 25.02.2021 N 18/36, полученного в ответ на запрос Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, бананы на территории Российской Федерации не производятся.
Таким образом, на основании п. 2 ч. 4 ст. 54.7 ФЗ N 44 заявка участника закупки АО "Артис-Детское питание" признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке по причине наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 6 статьи 54.4 ФЗ N 44, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке, а именно по причине наличия в документах или копиях этих документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 ФЗ N 44 (декларация о происхождении товара, представленная участником закупки АО "Артис-Детское питание" в составе заявки на участие в закупке в соответствии с п. 1.6. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н содержит недостоверную информацию о стране происхождения товара "Бананы тип 1").
Кроме того, участник закупки АО "Артис-Детское питание" подлежит отстранению от участию в закупке на основании ч. 5 ст. 54.7 ФЗ N 44 по причине установления недостоверной информации, представленной участником закупки АО "Артис-Детское питание".
По мнению Заявителя, вышеуказанное основание для признания его заявки несоответствующей требованиям документации неправомерно, поскольку ввозимая на территорию Российской Федерации продукция растительного происхождения, подвергнутая достаточной обработке, дозреванию (газации), может быть приравнена к продукции, страной происхождения которой является Российская Федерация.
Данный довод Заявителя не учитывается ввиду следующего.
На заседание Комиссии УФАС Уполномоченным органом представлено письмо Минсельхоза России от 25.02.2021 N 18/336, полученное в ответ на запрос Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, согласно которому в связи с природно-климатическими условиями бананы, цитрусовые плоды, персики, киви на территории Российской Федерации не производятся.
Следовательно, комиссия уполномоченного органа имела достаточные основания для признания заявки участника закупки АО "Артис-Детское питание" не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке по причине наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке, а именно по причине наличия в документах или копиях этих документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (декларация о происхождении товара, представленная участником закупки АО "Артис-Детское питание" в составе заявки на участие в закупке в соответствии с п. 1.6. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н содержит недостоверную информацию о стране происхождения товара "Бананы тип 1").
Вышеуказанная позиция согласовывается с решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-115082/2020 от 23 апреля 2021 года.
На основании вышеизложенного жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Артис - Детское питание" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 августа 2021 г. N 44-3914/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021