Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кудряшова Е. В.,
от ООО "Донская Сетевая Компания" - Политанская М. Д.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Донская Сетевая Компания" на действия заказчика - Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения конкурса N 0121600018121000097 "Заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Донская Сетевая Компания", выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
1. Согласно распоряжения Администрации Кочубеевского муниципального Кочубеевского муниципального округа Ставропольского от 04 февраля 2021 г. N 115-р "О назначении лиц, уполномоченных на подписание документов с использованием сертификата ключа проверки электронной подписи от имени администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края", в соответствии с Договором присоединения к Регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства от 01 сентября 2015 года N 25, в целях подписания документов электронной подписью, руководитель отдела муниципальных закупок администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края назначена владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи и в соответствии с п. 2 указанного распоряжения, уполномочена подписывать электронные документы электронной подписью от имени администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края.
В данном случае какие-либо нарушения Закона о контрактной системе отсутствуют.
2. Частью 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Ставропольским УФАС России, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
- определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
- соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
При таких обстоятельствах, у Ставропольского УФАС России в рамках Закона о контрактной системе отсутствуют полномочия по проведению проверок на предмет соблюдения заказчиками определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Согласно п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований, в том числе, являются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Как следует из п. 2 решения Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края N 17 от 15 октября 2020 года "О вопросах правопреемства" все имущество, находящееся в собственности преобразованных муниципальных образований в соответствии с Законом Ставропольского края от 31.01.2020 года N 7-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Кочубеевского района Ставропольского края": - сельские поселения Балахоновский сельсовет, Барсуковский сельсовет, станица Беломечетская, Васильевский сельсовет, Вревский сельсовет, Георгиевский сельсовет, Заветненский сельсовет, Ивановский сельсовет, Казьминский сельсовет, село Кочубеевское, Мищенский сельсовет, Надзорненский сельсовет, Новодеревенский сельсовет, Стародворцовский сельсовет, УстьНевинский сельсовет, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, а также все имущество, находящееся в собственности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, переходит в собственность муниципального образования Кочубеевский муниципальный округ Ставропольского края.
Пунктом 3.2. указанного решения определено, что Администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края является правопреемником имущественных прав и обязанностей вышеуказанных органов местного самоуправления муниципальных образований: - в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого ей, и которое входит в состав казны муниципального образования Кочубеевский муниципальный округ Ставропольского края.
4. Согласно п.1 проекта контракта, "плановый показатель экономии электрической энергии (далее - плановая экономия)" - это минимальный объем экономии электрической энергии в натуральном выражении, который должен обеспечить Исполнитель в результате исполнения Контракта за весь период достижения экономии (период достижения доли размера экономии), установленный Контрактом.
Пункт 3.1. проекта контракта указан в следующем содержании: "Цена Контракта определяется в виде 99 (девяноста девяти) процентов плановой экономии электрической энергии, в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенных Исполнителем, на дату проведения открытого конкурса, и соответствует________________(______________) руб. (в том числе НДС__% / НДС не облагается).
П.2 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе)." предусматривает не начальную (максимальную) цену энергосервисного контракта (цену лота), правила определения которой урегулированы частью 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, а цену энергосервисного контракта, определяемую по итогам закупки в соответствии с ч.13 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде: 1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи; 2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи; 3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи. Информационной картой конкурса установлены следующие условия его проведения:
5.7. Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов 354 972 836,09 (Триста пятьдесят четыре миллиона девятьсот семьдесят две тысячи восемьсот тридцать шесть) рублей 09 копеек (50 процентов)
5.8. Фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, подлежащий уплате Исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом 99 (девяносто девять) процентов
Таким образом, согласно документации, фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, подлежащий уплате Исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом = 99%.
Цена контракта(п.3.1. проекта) в силу п. 2 ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ указана в проекте контракта верно и определяется как 99% от предложенного участником размера экономии, который по условиям закупки не может быть ниже 354 972 836,09.
5. Заказчик не закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис", энергосервисный контракт должен включать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
Заказчик предусмотрел исчерпывающий перечень таких мероприятий.
Проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе подлежит включению в состав документация о закупке лишь при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Из вышеуказанного положения Закона о контрактной системе следует, что проектная документация размещается в составе конкурсной документации при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Согласно п. 10) ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Опоры освещения к объектам капитального строительства не относятся.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5.2 проекта контракта, Заказчик обязан оказывать содействие Исполнителю в тех вопросах, которые касаются реализации ЭЭМ и не могут быть реализованы без действий Заказчика, а именно: получение разрешений и согласований органов государственной власти и местного самоуправления, получение технических условий от ресурсоснабжающих организаций.
Пунктом 6.2.4. проекта контракта предусмотрена обязанность Заказчика оказывать содействие Исполнителю в получении всех разрешений и согласований, которые необходимы для осуществления ЭЭМ и которые не могут быть получены Исполнителем без участия Заказчика.
Обязанность Исполнителя по самостоятельному обеспечению своевременного получения всех технических условий, разрешений, согласований, ордеров и др. в организациях, в том числе, ресурсоснабжающих, органах инстанциях, необходимых для выполнения Энергосберегающих мероприятий, вопреки доводу заявителя, не возлагает на Исполнителя дополнительных материальных затрат и не обязывает Исполнителя действовать исключительно самостоятельно по получению необходимых разрешений и допусков, а предусматривает необходимость организации процесса их получения.
Условиями контракта на Исполнителя не возложены обязанности по получению технических условий на подключение энергопринимающих устройств и выполнению иных дополнительных обязанностей.
6. Как установлено Заказчиком в Техническом задании (описании объекта закупки) - в составе мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии Объектом энергосервиса, мероприятия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических требований, режимов и параметров работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации Объекта энергосервиса включено, в том числе следующее мероприятие:
"Приобретение и установка на Объекте энергосервиса опор освещения ЖБ СВ-110 (или аналог) взамен устаревших/отсутствующих, в количестве 1568 шт., монтаж провода СИП 4*16 (или аналог) на аварийных участках Объекта энергосервиса, а также участках линий освещения, где провод СИП утрачен, в количестве 563 тыс. м. Места установки опор освещения и монтажа провода СИП согласовываются с Заказчиком в период выполнения Исполнителем ЭЭМ", подлежащее выполнению в течение 100 (сто) календарных дней с даты начала ЭЭМ.
Как следует из сноски * к перечню мероприятий, возлагаемых на Исполнителя, данное мероприятие включено в Техническое задание согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)" (далее - Постановление 636), требованием к энергосервисному контракту является заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения. В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.
При этом, Заказчик в описании закупки указал, что по результатам обследования систем уличного освещения муниципального образования "Кочубеевский муниципальный округ" Ставропольского края установлено, что система наружного освещения находится в ненормативном состоянии: выявлены неработающие, отсутствующие светильники, устаревшие/отсутствующие опоры освещения, отсутствующие линии сети наружного освещения и линии, не соответствующие техническим требованиям по режимам энерго- и ресурсоснабжения (оголенные, оборванные или отсутствующие провода сети уличного освещения, что влечет существенные потери электрической энергии), частично отсутствуют приборы учета, нормированная СП 52.13330.2016 средняя горизонтальная освещенность покрытий на отдельных участках Объекта энергосервиса не обеспечена ввиду частичного отсутствия/аварийного состояния светильников, кронштейнов для их крепления, опор освещения/линий СИП, что влечет неисполнение санитарно-гигиенических требований, параметров работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации Объекта энергосервиса.
Таким образом, поскольку на дату публикации извещения о проведении конкурсной процедуры Заказчик не может гарантировать обеспечение соблюдения на Объекте энергосервиса всех установленных санитарногигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта с учетом функционального назначения, в соответствии с п. 14 Постановления 636, Заказчик обеспечил включение в состав мероприятий по энергосервису мероприятий по обеспечению выполнениявсех установленных санитарногигиеническихи параметров эксплуатации объекта с учетом функционального назначения.
Как следует из "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", в указанном своде правил для наружного освещения селитебных территорий нормируются освещенность и яркость дорожных покрытий для любых источников света.
Согласно п. 3.97 СП 52.13330.2016, утилитарное наружное освещение - это стационарное освещение, предназначенное для обеспечения безопасного и комфортного движения транспортных средств и пешеходов. В Таблице 7.10 СП 52.13330.2016 предусмотрены нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских населенных пунктов с регулярным транспортным движением, в том числе, нормативы средней яркости дорожного покрытия (Lср, кд/м2), общей равномерности яркости дорожного покрытия (U0), продольной равномерности яркости дорожного покрытия (Ul) и т.д. Пункт 7.5. СП 52.13330.2016 содержит также и иные обязательные для соблюдения санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимам и параметров эксплуатации объекта энергносервиса нормативы.
Такая обязанность Заказчика соответствует п. 14 Постановления 636 и не нарушает порядка описания объекта закупки, вопреки утверждению заявителя - не свидетельствует о включении в состав работ, которые не имеют никакого отношения к энергосервисным мероприятиям.
7. Объектом закупки является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Код позиции по КТРУ (ОКПД2) - 35.13.10.000 - Услуги по распределению электроэнергии.
По мнению заявителя, указанный код является ненадлежащим.
Между тем, Заказчик не закупает собственно опоры, закупка опор не приведет к экономии электроэнергии, что является основной целью проведения оспариваемой закупки. Замена аварийных и восполнение отсутствующих опор является лишь одним из мероприятий, позволяющих в рамках энергосервисадостичь экономии энергоресурса, а также обеспечить соответствие объекта энергосервиса всем установленным санитарногигиеническим и техническим требованиям по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимам и параметрам эксплуатации объекта с учетом функционального назначения.
Сама по себе замена опор не является энергосберегающим мероприятием, замена опор требуется в составе комплексных энергоэффективных мероприятий как средство достижения соответствия объекта энергосервиса действующим нормативам.
8. Согласно Технического задания, требования к энергосберегающим мероприятиям на объекте энергосервиса сформированы в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)"; Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения"; Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями).
Техническим заданием предусмотрено, что Исполнитель обязан обеспечить снижение потребления электроэнергии наружным освещением Кочубеевского муниципального округа не менее чем на 50% при выполнении нормативных требований свода правил СП 52.13330.2016 по уровню освещённости улично-дорожной сети, включая пешеходные переходы, оборудованные существующей системой наружного освещения, дворовых территорий, при условии соответствия существующих объектов и элементов, входящих в систему наружного освещения (опоры освещения, световые приборы, кронштейны крепления светильников и т.д.), их характеристик и расположения требованиям нормативных актов, применяемым к таким объектам; светильники должны соответствовать ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ IEC 60598-1-2017, ГОСТ IEC 60598-1-2017, ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 17516.1-90, ГОСТ Р 55705-2013, Постановление Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 и техническим требованиям конкурсной документации.
9. Сдача-приемка - товара либо выполненных работ, оказания услуг, это мера, реализуемая путем взаимодействия заказчика с исполнителем в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе, направленная на принятие заказчиком выполненных мероприятий. Обязанность обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги возложена на заказчика (ч.2, ч.3 ст.94 Закона N 44-ФЗ).
Поскольку ЭЭМ в определенной части состоят из выполнения работ, заказчик правомерно предусматривает необходимость и порядок их принятия заказчиком.
10. Относительно доводы жалобы о том, что "установленные заказчиком характеристики по отношению к осветительным приборам не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок. Согласно требованиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, в отношении светильников заказчиком неверно установлена характеристика "Тип кривой силы света"." следует отметить, что указанный довод подателем жалобы в заседании был отозван.
Вместе с тем, Комиссией установлены следующие нарушения:
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" - наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При установлении критериев оценки заказчики должны руководствоваться положениями статьи 32 Закона о контрактной системе, а также Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 (далее - Правила оценки). Часть 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы на эксплуатацию);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участника).
Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут использоваться для целей оценки.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
- В конкурсной документации в разделе 4.11.2. ОЦЕНКА ЗАЯВОК ПО НЕСТОИМОСТНОМУ КРИТЕРИЮ ОЦЕНКИ заказчиком указывается, в том числе, следующее:
Учитываются заключенные или исполненные энергосервисные контракты (договора), предметом которых являются работы (услуги) по осуществлению действий (выполнению мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения, по которым в полном объеме выполнены работы или выполнены все энергосберегающие мероприятия (для энергосервисных контрактов), а также исполненные контракты (договора), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования для наружного (уличного) освещения, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (для договоров поставки и монтажа), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным закономот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Далее, в разделе Шкала оценки показателя (баллы) по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (далее - Опыт участника)" указано:
Для государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в электронной форме, предоставляется копия электронного документа - полученная на устройствах вывода ЭВМ форма внешнего представления электронного документа, выполненная на бумажном носителе, в том числе включающая в себя информацию об электронной подписи каждой из сторон.
Из указанного положения следует, что опыт подтверждается, в том числе, контрактами и (или) гражданско-правовыми договорами.
Далее, заказчиком указано: Учёту подлежат только те контракты/договоры, сведения о которых подтверждены информацией участника закупки с указанием реестрового номера из реестра контрактов в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (договоров) на официальном сайте http:\\zakupki.gov.ru, - что в свою очередь незаконно отсекает оценку договоров, заключенных в соответствии с Гражданским кодексом РФ, поскольку такие договоры(контракты) не размещены в реестре контрактов в ЕИС.
Вместе с тем, согласно п.4 ч.1. ст. 32 Закон N 44-ФЗ устанавливает право заказчика включать такой критерий оценки как "наличие_ опыта работы, связанного с предметом контракта", п. "б" ч. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 раскрывает, что показателем может быть "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В свою очередь опыт выполнения соответствующих работ, выполненных исключительно по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках гражданско-правовых отношений с другими Заказчиками, так как законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части осуществления соответствующих работ и принятия их результата. Поэтому, само по себе выполнение участником закупки работ, являвшихся предметом конкурса, независимо от того, во исполнение какого договора или контракта они выполнялись, свидетельствует о наличии необходимого опыта у участника закупки, позволяющего оценить его квалификацию.
Заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объёма как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
При этом ни объём, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч.1 ст.33, ст. 8, ст. 32 Закона N 44-ФЗ, ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Донская Сетевая Компания" на действия заказчика - Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения конкурса N 0121600018121000097 "Заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края нарушившим требования ч.1 ст.33, ст. 8, ст. 32 Закона N 44-ФЗ, ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ, в связи с чем, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
А. М. Резцова
Члены комиссии
С. И. Рошевский
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 августа 2021 г. N 026/06/64-1911/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021