Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ООО "Независимая клинико-диагностическая лаборатория" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Независимая клинико-диагностическая лаборатория" на действия заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному Округу по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100002421000107 "Лабораторные исследования на коронавирус".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Независимая клинико-диагностическая лаборатория", проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 12 Лабораторной диагностики COVID-19 МР 3.1.0169-20 от 30.03.2020 года (Методические рекомендации) - сбор клинического материала и его упаковку осуществляет работник медицинской организации, обученный требованиям и правилам биологической безопасности при работе и сборе материала, подозрительного на зараженность микроорганизмами II группы патогенности. Каждый образец материала помещают в отдельную транспортную емкость, обеспечивая требования в соответствии с таблицей настоящих методических рекомендаций.
В п. 2.1.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2013 г. N 64 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)" (далее - Постановление N 64) указано, что юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, должны иметь лицензию. Каждое структурное подразделение, проводящее работу с ПБА ("Патогенные биологические агенты") I - II групп должно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения определенного вида работ с конкретными видами микроорганизмов.
Так же в п. 2.1.2. Постановления N 64 указано, что хранение и учёт ПБА, обмен и уничтожение осуществляют согласно санитарным правилам о порядке учёта, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности. Передачу изолятов микроорганизмов, подозрительных на принадлежность к ПБА I - II групп, полевого и клинического материала, содержащего, либо подозрительного на содержание ПБА I - II групп, из одной организации в другую, обладающую правом работы с микроорганизмами - II групп патогенности, разрешается производить только при наличии письменного разрешения руководителя организации, передающей ПБА, сопроводительного письма, акта упаковки и акта о передаче. Руководитель принимающей органиации должен быть предварительно уведомлен о передаче ПБА в письменной форме. Не допускается передача ПБА: при отсутствии в организации лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний соответствующей группы патогенности...
В соответствии с п. 1.2. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15. следует, что "новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом. Данный вирус в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности".
Согласно п. 3.2. вышеуказанных СП 3.1.3597-20 Первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно- эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III - IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности.
Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I - II группы патогенности.
Согласно разделу 4.2.3. "Временных методических рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021)" (утв. Минздравом России) следует, что "лабораторная
диагностика COVID-19 в субъектах Российской Федерации проводится в лабораториях Центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, в лабораториях медицинских организаций (клинико-диагностических,бактериологических, молекулярно-генетических (ПЦР-лаборатории) и лабораториях других организаций, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями III - IV группы патогенности с пользованием методов диагностики, не предполагающих накопление возбудителя, соответствующие условия работы и обученный персонал".
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в области пользования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов 1П и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах относится к лицензируемым видам деятельности.
Таким образом, Законом N99-ФЗ не предусмотрена необходимость получения вышеуказанной лицензии (на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах) при осуществлении медицинской деятельности.
Согласно общедоступному реестру лицензий Росздравнадзора следует, что ООО "ИНВИТРО- Ставрополье" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на выполнение работ по лабораторной диагностике.
Таким образом, выводы о необходимости наличия у участника закупки какой-либо специальной лицензии являются необоснованными.
Вместе с тем Комиссией установлены следующие нарушения:
- Требования к содержанию второй части заявки, установлены с нарушением требований подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ поскольку с 01.07.2021 г. вступили в силу изменения в Закона N44-ФЗ, согласно которых, а) в пункте 1 части 5 слово "учредителей," исключено.
Следовательно, требования ко второй части заявки, установленные документацией не соответствуют требованиям ч. 5 ст. 66 Закона 44-ФЗ.
- В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки являются "Лабораторные исследования на коронавирус", то есть лицензируемый вид деятельности.
При этом документацией о закупке не установлено требование о предоставлении участниками закупки соответствующего вида лицензии в заявках.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
При этом, в заявке ООО "ИНВИТРО- Ставрополье" представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Независимая клинико-диагностическая лаборатория" на действия заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному Округу по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100002421000107 "Лабораторные исследования на коронавирус" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному Округу нарушившим ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
С. И. Рошевский
Члены комиссии
А. М. Резцова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 августа 2021 г. N 026/06/64-1932/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021