Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
_.. заместителя руководителя управления, начальника отдела;
членов Комиссии:
_., заместителя начальника отдела,
_., главного специалиста-эксперта,
_., специалиста-эксперта
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Крепость" (г. Владимир) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом купца Зворыкина", расположенного по адресу: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д.33, в рамках капитального ремонта крыши административного здания МО МВД России "Муромский" (N закупки 0128100000821000100), в присутствии представителя заказчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области _. (доверенность от 17.02.2021 г. б/н); представителя ООО "Крепость" _. (приказ N2/04-16 от 12.04.2021 г.).
18.08.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 19.08.2021.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-768/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Крепость" (г. Владимир) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом купца Зворыкина", расположенного по адресу: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д.33, в рамках капитального ремонта крыши административного здания МО МВД России "Муромский" (N закупки 0128100000821000100)
По мнению заявителя, в нарушении части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1(1) Приложения N1 Постановления Правительства от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99).
Представитель заказчика с указанными довода заявителя не согласился, указал, что дополнительные требования к участникам закупки установлены правомерно с соблюдением требований норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, в частности, требования статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства от 04.02.2015 N99.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.08.2021 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128100000821000100 о проведении электронного аукциона на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом купца Зворыкина", расположенного по адресу: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д.33, в рамках капитального ремонта крыши административного здания МО МВД России "Муромский".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 550 738 рублей 35 копеек.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования к участнику закупки, в том числе проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (пункт 1 (1).
При этом, в Приложении N 1 к Постановлению N 99 установлены как дополнительные требования к участнику закупки, так и документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьей 42 Закона об объектах культурного наследия ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об объектах культурного наследия в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Таким образом, в случае если объект закупки включает в себя выполнение работ, предусмотренных частью 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия, в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, то данные работы образуют деятельность по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно извещению и документации электронного аукциона предметом является закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом купца Зворыкина", расположенного по адресу: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д.33, в рамках капитального ремонта крыши административного здания МО МВД России "Муромский".
С учетом изложенного, из описания объекта закупки однозначно следует, что выполнение работ, являющихся объектом закупки, представляет собой сохранение объекта культурного наследия путем проведения капитального ремонта.
Доводы заявителя, согласно которым из части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе следует, что дополнительные требования не применяются при проведении электронных аукционов, не могут быть приняты во внимание, так как из данного положения Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что не подлежат установлению дополнительные требования, которые предусмотрены для конкурса с ограниченным участием.
Так, в пункте 2 Постановления установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2.
Вместе с тем, предусмотренные в документации о закупке дополнительные требования к участнику закупки при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия установлены по пункту 1 (1) Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, что не противоречит части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что пункт 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 предусматривает императивное условие о том, что дополнительные требование на отдельные виды товаров, работ, услуг согласно приложению N 1 устанавливаются при проведении, в том числе аукционов.
На основании изложенного, установление дополнительных требований к участнику закупки при условии, что описание объекта закупки включает в себя работы по сохранению объектов культурного наследия (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом купца Зворыкина", расположенного по адресу: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д.33, в рамках капитального ремонта крыши административного здания МО МВД России "Муромский"), является обязанностью заказчика.
Аналогичная позиция выражена в письме Минэкономразвития России N 6598-ЕЕ/Д28и, ФАС России N РП/16119/17 от 15.03.2017 и письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015.
Таким образом, в соответствии с частями 2, 4, 5 статьи 31, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в пункте 22.3 информационной карты правомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличии у него опыта исполнения контракта с учетом требований, предусмотренных пунктом 1 (1) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Крепость" (г. Владимир) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом купца Зворыкина", расположенного по адресу: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Московская, д.33, в рамках капитального ремонта крыши административного здания МО МВД России "Муромский" (N закупки 0128100000821000100), по доводам изложенным в ней, необоснованной
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 августа 2021 г. N 033/06/31-768/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021