Резолютивная часть оглашена
20.08.2021 г. г. Самара
В целях проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 16.08.2021 г. N157 "О проведении внеплановой проверки" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Заказчика - муниципального казенного учреждения городского округа Самара "Ритуал" (далее - МКУ г.о.Самара "Ритуал" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при заключении на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракта N 12/21 от 19.05.2021 г. с ООО "ЭкоСтройРесурс" на оказание услуг по транспортировке отходов с территории общественных муниципальных кладбищ г.о.Самара, за исключением твердых коммунальных отходов, с последующей передачей их на захоронение в соответствии с Техническим заданием,
в присутствии уведомленного надлежащим образом представителя Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России из Департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации городского округа Самара поступило письмо, содержащее информацию о нарушении МКУ г.о.Самара "Ритуал" требований законодательства о контрактной системе при заключении муниципального контракта, установленного в ходе проведения внеплановой проверки.
МКУ г.о.Самара "Ритуал" во исполнение требований части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе уведомило орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о заключении 19.05.2021 г. с ООО "ЭкоСтройРесурс" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракта N 12/21 на оказание услуг по транспортировке отходов с территории общественных муниципальных кладбищ г.о.Самара, за исключением твердых коммунальных отходов, с последующей передачей их на захоронение в соответствии с Техническим заданием.
Цена муниципального контракта составила 10 794 500 рублей. Срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 25.12.2021 г.
В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Из пояснений, представленных в материалах проверки следует, что на территории муниципальных кладбищ скопилось большое количество отходов, что при сложившейся аномально жаркой погоде увеличивает возможность возникновения пожаров. При этом определение поставщика путем проведения электронных процедур нецелесообразно в связи с большим сроком, необходимым для проведения закупочных процедур.
Однако, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Сама по себе необходимость оказания услуг не свидетельствует о том, что такая необходимость носила экстренный характер.
Заключение контракта с единственным исполнителем допустимо, если чрезвычайная ситуация приводит к необходимости оказания срочных и неотложных услуг. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о чрезвычайной ситуации, препятствующей заключению контракта на оказание услуг путем проведения аукциона в рассматриваемом случае не установлено.
Вместе с тем, указанное Заказчиком основание не обладает свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости, не свидетельствует о том, что применение иных способов осуществления закупки являлось нецелесообразным, в связи с чем не может являться обоснованием заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
В данном случае цена заключенного контракта составила 10 794 500 руб., что значительно превышает допустимую цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, заказчиком нарушен порядок заключения муниципального контракта, в связи с чем в действиях Заказчика содержится нарушение требований части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика - МКУ г.о.Самара "Ритуал" нарушение требований части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 августа 2021 г. N 43-14979-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021