Резолютивная часть оглашена
23.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального предприятия городского округа Самара "Самарагорсвет" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭнергоТЭЛ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку электротехнической продукции (извещение N 0342300000121000087, начальная (максимальная) цена контракта 1 998 315 руб.) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Муниципального предприятия городского округа Самара "Самараэнерго" (далее - Заказчик, МП г.о.Самара "Самарагорсвет") о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭнергоТЭЛ" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнял обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
12.02.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0342300000121000087 о проведении Электронного аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 26.02.2021 г. между Заказчиком и Обществом 10.03.2021 г. заключен контракт N 81 на поставку электротехнической продукции с ценой 1 958 348,68 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.1. контракта определено, что поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 443020 г. Самара, улица Галактионовская, дом 9.
Поставка Товара осуществляется партиями по заявке Заказчика.
Согласно условиям контракта: в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты получения заявки от Заказчика Поставщик обязан поставить продукцию.
30.06.2021 г. Поставщику, в соответствии пунктом 3.1 контракта, была направлена очередная заявка N 790 на поставку 1000 штук клемм строительно-монтажных СМК 222-412. В заявке Заказчик просил обеспечить явку представителя Поставщика для приемки товара.
Согласно условиям Контракта Поставщик обязался поставить: Клеммы строительно-монтажные СМК 222-412 IEK, Российская Федерация.
05.07.2021 г. в адрес заказчика был поставлен товар, однако, производителем товара указан "EKF".
Приемка продукции проводилась 05.07.2021 г. в части ее соответствия условиям контракта, в присутствии представителя ООО "ЭнергоТЭЛ" и комиссии по приемке товара МП г.о.Самара "Самарагорсвет".
С поставкой товара Поставщик согласно пункту 3.2. условий Контракта предоставил документ, подтверждающий качество товара - сертификат N EAЭС RU C-CN.MH06.В.00378/20 Серия RU N 0296826, где содержатся сведения об изготовителе: ООО "Электрорешения" с адресом местонахождения: 127273, Россия, г. Москва, ул. Отрадная, д. 26 стр. 9, эт. 5.
Участники приемки, представитель Поставщика и присутствующие эксперты Заказчика подтвердили факт того, что товар упакован в прозрачные пакеты и отсутствует заводская упаковка, характерная для товара данного вида, на самих клеммах отсутствует маркировка со страной происхождения товара, а также подтвержден факт указания в Сертификате соответствия страны происхождения товара: Россия. Поставленная продукция не соответствует той продукции, которая указана Контракте. Согласно условиям контракта Поставщик обязан поставить клеммы строительно-монтажные СМК 222-412, IEK, Российская Федерация. Фактически, поставлена продукция марки "EKF" со страной происхождения, вызывающей сомнения.
Поскольку на стадии приемки товара невозможно установить наличие скрытых недостатков, а также соответствие товара условию о стране происхождения, 06.07.2021 г. Заказчик направил запрос в ООО "Центр сертификации продукции "Стандарт-Сертлит" о подтверждении подлинности сертификата N EAЭС RU C-CN.MH06.В.00378/20 Серия RU N 0296826.
06.07.2021 г. от ООО "Центр сертификации продукции "Стандарт-Сертлит" получен ответ о том, что сертификат N EAЭС RU C-CN.MH06.В.00378/20 Серия RU N 0296826 был выдан заявителю. Страна происхождения товара (Изготовитель): Китай.
Кроме того, поставленный товар (клеммы строительно-монтажные СМК 222-412) не соответствовал товару, предложенному участником к поставке в контракте. В контракте указан производитель "IEK", Российская Федерация.
Заказчик направил запрос официальному представителя компании "IEK" - ООО "Торговый дом Элеком" с просьбой подтвердить, что продукция IEK (Клемма строительно-монтажная СМК 222-412) производится на территории Российской Федерации.
Официальный представитель "IEK" ООО "Торговый дом Элеком" дал ответ, что с данными характеристиками Клемма строительно-монтажная СМК 222-412 не производится. Изготовителем данной продукции является Китай.
По результатам проведенной экспертизы и полученного ответа от ООО "Центр сертификации продукции "Стандарт-Сертлит" Поставщику направлен мотивированный отказ от приемки товара, согласно пункту 3.7. контракта с указанием сроков устранения выявленных недостатков в течение 10 дней. Мотивированный отказ направлен Поставщику двумя способами, предусмотренными контрактом.
14.07.2021 г. на электронный адрес МП г.о.Самара "Самарагорсвет" от ООО "ЭнергоТЭЛ" поступило письмо (ответ на мотивированный отказ) с вариантами предложений о разрешении сложившейся ситуации. Ни один из предложенных вариантов Заказчика не устроил, поскольку не соответствовал действующему законодательству, о чем был направлено официальное письмо 19.07.2021 г.
21.07.2021 г. на электронный адрес МП г.о.Самара "Самарагорсвет" от ООО "ЭнергоТЭЛ" повторно поступило письмо с предложением о разрешении сложившейся ситуации.
23.07.2021 г. почтовым отправлением и на адрес электронной почты, по которым ранее происходила переписка с сотрудниками ООО "ЭнергоТЭЛ" Заказчиком направлены: требование об уплате штрафа (26.07.2021 г. МП г.о. Самара "Самарагорсвет" получены денежные средства (п/п N 1354) в качестве оплаты штрафа по претензии N884 от 22.07.2021 г.), Решение об одностороннем отказе, отказ от замены товара на товар со странами происхождения: Китай и Германия.
Требование о возврате Поставщиком Товара силами и за счет поставщика (пункт 3.8. контракта) исполнено 23.07.2021 г. посредством передачи товара транспортной компании ООО "Деловые линии".
Таким образом, поскольку Поставщиком допущено нарушение условий Контракта, товар надлежащего качества в установленный Контрактом срок не поставлен, Заказчиком 23.07.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
23.07.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу поставщика, получено адресатом 29.07.2021 г.
23.07.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Поставщика на адрес электронной почты, указанной в контракте.
28.07.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в реестре контрактов ЕИС.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10.08.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений Общества следует, что в связи со сложившейся ситуацией Поставщик письмом от 14.07.2021 предложил Заказчику следующие варианты урегулирования сложившейся ситуации:
1. Заменить поставленный Товар (клеммы строительно-монтажные СМК 222-412) на товар со схожими характеристиками и странами происхождения Китай и Германия.
2. Снизить стоимость по непринятой позиции, в рамках подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе на 15 %;
3. Исключить данную позицию из Контракта, в рамках подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Письмом от 21.07.2021 N 67 ООО "ЭнергоТЭЛ" ввиду отсутствия ответа от Заказчика, повторно предложило урегулировать сложившуюся ситуацию на взаимовыгодных условиях.
В ответ на Решение Заказчика от 23.07.2021 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО "ЭнергоТЭЛ" письмом от 28.07.2021 г. N 11 сообщило Заказчику о заинтересованности в исполнении Контракта, в связи с чем письмом от 14.07.2021 г. N б/н, от 21.07.2021 г. N 67 предлагало несколько вариантов разрешения сложившейся ситуации.
Вместе с тем, Заказчиком не установлено ограничение по поставке Товаров только Российского происхождения. Более того, Заказчиком опубликовано Обоснование о невозможности соблюдения ограничения на допуск товаров иностранного производства.
На основании вышеизложенного, Заказчику было повторно предложено рассмотреть вариант замены поставленного товара на товар с улучшенными характеристиками со снижением цены на 15% или расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Поставщика при исполнении Контракта.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения товар, соответствующий характеристикам, определенным аукционной документацией, контрактом, Поставщиком в полном объеме не поставлен.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
При проведении Электронного аукциона в Извещении об осуществлении закупки установлены преимущества участникам закупки в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126-н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126-н)
Согласно пункту 1.7 Приказа N 126-н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Таким образом, в рассматриваемом случае замена товар на товар, происходящий из Германии и Китая, являлась бы нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.
Из ответа на мотивированный отказ Заказчика от 09.07.2021 г. следует, что Клеммы строительно-монтажные СМК 222-412, поставленные по заявке от 30.06.2021 г. N 790, приобретались Обществом у ООО "СПЕКТРПЛЮС".
Общество, заключая в рамках Контракта договор на поставку требуемого Заказчиком товара с иными поставщиками, должно было проявить избирательный подход при выборе поставщика, а также осуществлять со своей стороны надлежащий контроль за исполнением условий договора поставки товара.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ЭнергоТЭЛ" лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ЭнергоТЭЛ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что в Реестре недобросовестных поставщиков в ЕИС содержится запись N РНП.296279-21 от 28.07.2021 г., свидетельствующая о нахождении сведений об ООО "ЭнергоТЭЛ" в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭнергоТЭЛ" (ИНН: 7728854025, КПП 772801001, ОГРН 1137746786110, юридический адрес: 117342, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БУТЛЕРОВА, ДОМ 17Б, ЭТАЖ 2 ПОМ XI КОМН 58(У); сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭнергоТЭЛ" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 августа 2021 г. N РНП-63-250
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021