Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя ММКУ "Управление капитального строительства" - Иванова Д.Н. (по доверенности),
без участия представителей ООО "Электросервис", надлежащим образом уведомленного,
рассмотрев обращение ММКУ "Управление капитального строительства" о включении сведений в отношении ООО "Электросервис" в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
16.08.2021 в Мурманское УФАС России поступило заявление ММКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Электросервис" (далее - Общество, Подрядчик) (юр. адрес: г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 14, подъезд 1, оф. 2; почт. адрес: г. Мурманск, ул. Траловая, д. 6, оф. 21; ИНН 5190179680, ОГРН 1085190001830, генеральный директор Крикунов Борис Валериевич, ИНН 519300537755) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта N 66 на выполнение работ по капитальному ремонту и приспособлению для маломобильных групп населения части помещений, занимаемых МРОБОМСиИ "Радуга" по адресу: улица Магомета Гаджиева, дом 16 в городе Мурманске.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции, по указанию ЦА ФАС России, заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Общества рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту и приспособлению для маломобильных групп населения части помещений, занимаемых МРОБОМСиИ "Радуга" по адресу: улица Магомета Гаджиева, дом 16 в городе Мурманске (номер извещения 0849300004921000202), 15.04.2021 между ММКУ "Управление капитального строительства" и ООО "Электросервис" был заключен муниципальный контракт N 66 (далее - контракт).
Предмет контракта: выполнение работ по капитальному ремонту и приспособлению для маломобильных групп населения части помещений, занимаемых МРОБОМСиИ "Радуга" по адресу: улица Магомета Гаджиева, дом 16 в городе Мурманске (далее - выполнение работ по капитальному ремонту, объект).
Реестровый номер договора: 3519093571421000039.
Цена договора: 3 463 443,86 руб.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.4 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 12.6 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае нарушения начального, конечного и промежуточных (в том числе установленных графиком выполнения строительно-монтажных работ, календарным планом производства работ) сроков выполнения работ по вине Подрядчика.
По причине невыполнения Обществом условий контракта, в соответствии с пунктами 12.4, 12.6 договора, 29.06.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.06.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик направил Обществу посредством электронной почты, 30.06.2021 - разместил в единой информационной системе, 01.07.2021 - направил заказным письмом с уведомлением (исх. от 29.06.2021 N 06-14/2909).
В связи с невозможностью подтверждения получения Обществом решения об одностороннем отказе, Заказчик посчитал 30.07.2021 датой надлежащего уведомления, датой расторжения договора - 10.08.2021.
Заявление ГОБУЗ "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" о включении сведений в отношении ООО "Юпитер" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России 13.08.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты, в том числе, на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. И основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 3 статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия установила, что в соответствии с условиями контракта, Общество обязано было выполнить работы по капитальному ремонту помещений МРОБОМСиИ "Радуга". Начало выполнения работ: рабочий день, следующий за днем заключения контракта, окончание работ: 01.09.2021.
Для выполнения работы по капитальному ремонту Подрядчик обязан был:
1) в течение 3 рабочих дней, начиная с рабочего дня, следующего за днем заключения Контракта
- принять от Заказчика проектную документацию.
- предоставить Заказчику список назначенных Подрядчиком специалистов по организации строительства (главных инженеров проекта)
2) в течение 5 рабочих дней, начиная с рабочего дня, следующего за днем заключения Контракта, предоставить Заказчику:
- информацию о результатах входного контроля проектной документации.
- утвержденный проект производства работ
- общий и специальный журналы работ, журнал верификации закупленной продукции.
- схему организации дорожного движения.
- информацию об отсутствии или наличии привлекаемых к выполнению работ субподрядных организаций.
Заказчик передал Подрядчику проектную и рабочую документацию для выполнения работ по капитальному ремонту (Акт передачи документации от 20.04.2021 получен Подрядчиком 20.04.2021 под роспись).
20.04.2021 Заказчику от Подрядчика поступило письмо (вх. N 1368) с приложением Приказа от 19.04.2021 N 01 о назначении ответственных лиц.
Письмом от 22.04.2021 N 3 Подрядчик направил Заказчику:
- Информацию о результатах входного контроля (информационное письмо от 22.04.2021 N 2);
- Общий журнал работ и специальные журналы (журнал верификации закупленной продукции);
- Схема организации дорожного движения;
- Информация о субподрядных организациях (Информационной письмо от 22.04.2021 N 2);
- Проект производства работ (+ график, стройгенплан, эскиз ограждения, топосъемка из комитета градостроительства).
Для возможности осуществления работ по контракту Заказчику необходимо передать Подрядчику по акту соответствующий объект производства работ.
Для начала выполнения работ по капитальному ремонту Заказчик посредством телефонограммы приглашал Подрядчика на передачу объекта. Согласно актам от 24.05.2021, 26.05.2021 и 15.06.2021 объект не передан по причине неявки Подрядчика.
В то же время, письмом от 25.05.2021 N б/н Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности прибыть на приемку объекта по причине болезни.
В письме от 15.06.2021 N 4 Подрядчик сообщил Заказчику о заболевании генерального директора и двух сотрудников Общества короновирусной инфекцией, в связи с чем выполнение работ со стороны Общества не представляется возможным. Также просил расторгнуть договор по обоюдному согласию.
Из письменных пояснений Общества следует, что в мае 2021 года генеральный директор ООО "Электросервис" выехал в г. Санкт-Петербург для закупки материалов. Находясь в г. Санкт-Петербурге генеральный директор был доставлен в больницу с подозрениями на коронавирусную инфекцию Covid-19, где по настоящее время находится в связи с вызванными коронавирусной инфекцией осложнениями. Фактически, деятельность ООО "Электросервис" с того времени приостановлена. При этом в период подготовительных работ Общество связывалось с представителями Заказчика, совершен выезд на объект с целью осмотра соответствия проекта работ с реальными условиями работы.
При рассмотрении дела данные сведения подтвердил и Заказчик.
На основании изложенного следует, что после подписания контракта Подрядчик приступил к исполнению своих обязательств, своевременно направил документы Заказчику. Однако по причине заболевания коронавирусной инфекцией сотрудников Общества исполнение работ по контракту стало невозможным, о чем Подрядчик сообщил Заказчику в письменной форме.
Частью 15 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО "Электросервис" отсутствует умышленное бездействие и намерение уклонения от исполнения условий контракта.
Учитывая обстоятельства дела, Комиссия полагает, что сведения в отношении ООО "Электросервис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать ММКУ "Управление капитального строительства" во включении сведений в отношении ООО "Электросервис" (юр. адрес: г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 14, подъезд 1, оф. 2; почт. адрес: г. Мурманск, ул. Траловая, д. 6, оф. 21; ИНН 5190179680, ОГРН 1085190001830; генеральный директор Крикунов Борис Валериевич, ИНН 519300537755) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 августа 2021 г. N 051/06/104-615/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021