Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствии представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Юрлинского муниципального округа Пермского края а именно "Ремонт автомобильной дороги "Юрла - Усть-Березовка" км 004+375 - км 008+950, км 014+280 -км 014+550" (изв. N 0156600036721000064),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600036721000064 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Юрлинского муниципального округа Пермского края а именно "Ремонт автомобильной дороги "Юрла - Усть-Березовка" км 004+375 - км 008+950, км 014+280 -км 014+550".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 17 212 220,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.08.2021 г.
Заявитель жалобы полагает, что требование о наличии опыта в рамках исполнения только государственных и муниципальных контрактов является неправомерным, что, по мнению подателя жалобы, подтверждается письмом Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п. 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п. 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с п. 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%).
Согласно таблице оценка по показателю Критерия N 2 "Квалификация участника конкурса" складывается из трех показателей: 2.1. "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", 2.2. "Деловая репутация", 2.3. "Качество работ".
Так, по подкритерию "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" указано следующее:
Оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров) у Участника конкурса на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов в течение 5 (пяти) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В подтверждение общего количества исполненных контрактов (договоров) должны быть представлены сведения в табличной форме (с указанием номера по порядку, предмета контракта (договора), номера и даты контракта (договора), дата исполнения контракта (договора), заказчика по контракту (договору), реестровый номер контракта (договора)) и копии всех следующих документов по каждому исполненному контракту (договору):
копией (копиями) всех страниц ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов, заключенного (заключенных) в соответствии с N44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и/или справкой участника об исполненном (исполненных) контракте (контрактах), договоре (договорах) за обозначенный период с обязательным указанием реестровых номеров контракта (контрактов), договора (договоров) в Единой информационной системе: https://zakupki.gov.ru.
копией акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе;
В рамках показателя N 2.1 "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров), удовлетворяющих следующим требованиям:
б) срок исполнения обязательств по предоставляемым Участником конкурса контрактам (договорам) должен быть в течение 5 (пяти) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе;
в) предоставляемые Участником конкурса контракты (договоры) исполнены с надлежащим качеством в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре).
Контракты (договоры), не удовлетворяющие указанным параметрам, не будут учитываться при начислении баллов при оценке заявок.
При определении показателя баллы не начисляются в случаях:
а) Участником конкурса не предоставлены подтверждающие документы (копии контрактов (договоров), копии актов выполненных работ);
б) подписания акта (актов) выполненных работ ранее 5 (пяти) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе;
в) работы по договорам (контрактам), для которых Участником конкурса представлены подтверждающие документы, не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов
г) выявления в представленных документах недостоверной информации;
д) выявления в представленных документах информации о выполнении работ не в полном объеме или не в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре).
Участнику, не представившему информацию по показателю, либо не предоставившего подтверждающие документы, присваивается 0 баллов по данному показателю. Непредставление сведений не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Законодательством о контрактной системе, в том числе, Правилами не установлено требований к содержанию показателя нестоимостного критерия "опыт участника по выполнению работ по строительству, реконструкции, объектов газоснабжения".
Таким образом, требования о наличии опыта в рамках исполнения только государственных и муниципальных контрактов заказчик, уполномоченное учреждение вправе установить в целях выявления лучших условий исполнения заключаемого контракта.
Данная позиция также нашла свое отражение в позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке", а также в совместном письме ФАС России и Минэкономразвития России от 11.12.2014 N 31047-ЕЕ/Д28И/НАЦ/50997/14.
Письмо Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507, на которое ссылается Заявитель, не свидетельствует о неправомерности установленных в конкурсной документации требований, т.к. в данном письме речь идет о праве, а не об обязанности заказчика оценивать опыт оказания услуг сопоставимого характера как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско- правовым договорам.
Таким образом, заказчик (уполномоченное учреждение) вправе оценивать опыт оказания услуг сопоставимого характера по государственным и муниципальным контрактам. В данном праве законодательно заказчик (уполномоченное учреждение) не ограничен.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Юрлинского муниципального округа Пермского края а именно "Ремонт автомобильной дороги "Юрла - Усть-Березовка" км 004+375 - км 008+950, км 014+280 -км 014+550" (изв. N 0156600036721000064) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 августа 2021 г. N 013709/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021