Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: Председатель - врио руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - заместитель начальника отдела Т.Э. Жукова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Березиной Г.И. на действия заказчика - Администрации Саянского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения в муниципальную собственность" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Березиной С.Н. (далее - податель жалобы, исполнитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: нарушение заказчиком порядка заключения контракта при проведении электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшейся 20.08.2021 в 16 часов 15 минут присутствовали представители заказчика и ИП Березиной Г.И., надлежащим образом подтвердившие свою личность и полномочия.
Из содержания жалобы следует, что законные права и интересы исполнителя нарушаются по причине того, что заказчик не подписал проект контракта в установленный законом срок, чем заказчик нарушил требования статьи 83.2 Закона о контрактной системе. Податель жалобы полагает, что указанные документы согласно пункта 4.2 проекта контракта должны быть запрошены заказчиком у победителя электронного аукциона на этапе передачи квартиры. По мнению подателя жалобы, заказчик не имел основания для отказа от заключения контракта, чем так же нарушил статью 31 Закона о контрактной системе.
От заказчика поступили письменные пояснения, в которых он не согласился с доводами, заявленными подателем жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Порядок для заключения контракта определен в статьи 83.2 Закона о контрактной системе. По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Комиссией установлено, что согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.07.2021 заявка подателя жалобы признана комиссией соответствующей требованиям аукционной документации.
Комиссией установлено, что заказчик 27.07.2021 разместил проект контракта. Протокол разногласий размещен ИП Березиной Г.И. 02.08.2021. Доработанный проект контракта размещен заказчиком 04.08.2021. Проект контракта 05.08.2021 подписан исполнителем в установленный законом срок. Заказчик со своей стороны не подписал проект контракта, в ЕИС 10.08.2021 разместил документ - Протокол отказа от заключения контракта от 10.08.2021 NПОК1 , согласно которому заказчик принимает решение об отказе от заключения контракта по причине того, что заказчик не может определить соответствие предлагаемого к поставке жилого помещения требованиям Постановления правительства от 28.01.2006 N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
В силу части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Комиссия рассмотрев Протокол отказа от заключения контракта от 10.08.2021 NПОК1 установила, что частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность отказа от заключения контракта по основаниям, указанным в вышеуказанном Протоколе. Довод подателя жалобы является обоснованным. Заказчик нарушил требования статьи 31 Закона о контрактной системе.
Электронный аукцион проводится заказчиком, как органом местного самоуправления наделенным полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета.
Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" определены гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, к числу которых статьей 17 данного закона отнесено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с чем, орган местного самоуправления наделяется полномочиями по обеспечению таких лиц жилыми помещениями, в том числе посредством их приобретения в муниципальную собственность с последующим предоставлением (статьи 12 указанного закона).
В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки и установлении требований к документам, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, не обремененным правами третьих лиц, не находиться под арестом, отвечать санитарным и техническим требованиям, следовательно, в отношении такого жилого помещения должны отсутствовать задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии, налогам, взносам на капитальный ремонт.
Комиссия установила, что согласно документации электронного аукциона "Жилое помещение должно отвечать всем предъявляемым извещением, настоящей документацией, законодательством РФ требованиям, ст. 15 Жилищного кодекса РФ, своду правил СП 54.13330.2011 "СНИП 31-01-2003". Здания жилые многоквартирные, утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 г. N 778, требованиям градостроительного законодательства РФ, иным установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с действующим законодательством РФ, быть пригодным для постоянного проживания".
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из системной взаимосвязи приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что положения извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации и проекта контракта не должны содержать разночтений.
Проведя внеплановую проверку, Комиссия установила, что в аукционной документации и проекте контракта имеются несоответствия. А именно, согласно пункту 3.3 Информационной карты аукциона заказчиком установлено: "До заключения муниципального контракта Продавец (Участник закупки) передает Покупателю (Заказчику) копии документов:
- решение органа местного самоуправления (администрация Агинского сельсовета) о признании жилого помещения пригодным для проживания граждан_".
Согласно пункту 4.2 проекта контракта "Приемка жилого помещения осуществляется приемочной комиссией заказчика в части соответствия жилого помещения санитарным, техническим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям в течение 5 (пяти) дней после государственной регистрации сделки купли - продажи жилого помещения. Приемочная комиссия осуществляет экспертизу соответствия жилого помещения установленным законодательством РФ требованиям, условиям настоящего контракта.
При приемке жилого помещения, продавец передает следующую документацию:
- документ о техническом состоянии жилого помещения, степени износа, выданного организацией, имеющей право (лицензию) на осуществление соответствующего вида деятельности;
- решение органа местного самоуправления (администрация Агинского сельсовета) о признании жилого помещения пригодным для проживания граждан".
Комиссия установила, что заказчиком в Информационной карте указано о том, что решение органа местного самоуправления (администрация Агинского сельсовета) о признании жилого помещения пригодным для проживания граждан заказчиком в информационной карете аукциона должно быть предоставлено до заключения муниципального контракта, а в проекте контракта - при приемке жилого помещения, то есть после подписания контракта. Соответственно заказчиком нарушены требования статей 34 и 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение заказчика, Комиссия посчитала необходимым выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Березиной Г.И. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 34, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии Т.Э. Жукова
О.В. Рогова
Исп. Рогова Ольга Владимировна
(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 августа 2021 г. N 024/06/105-2106/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021