Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - заместитель начальник отдела Т.Э. Жукова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Центр закупок" на действия заказчика - МКОУ Заледеевская СОШ (далее - заказчика) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительно-монтажные работы и пусконаладка автоматизированной блочно-модульной котельной "Терморобот" мощностью 2 х 400 кВт, с дополнительным модулем ИТП, с консольно-поворотным краном для МКОУ Заледеевская СОШ" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Центр закупок" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300050621000002.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмом ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы состоялось в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя посредством интернет - видеоконференции.
ООО "Центр закупок" уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы своих представителей не направило.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-2138/2021 к рассмотрению дату и время 24 августа 2021 года в 17 часов 00 минут к интернет-видеоконференции подключились представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. До начала заседания Комиссии от заказчика поступили пояснения (вх.N15686 от 23.08.2021).
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалоб, поступивших от подателя жалобы, ООО "Джули", ООО "Монолит" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N 0319300050621000002 поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
Доводами жалобы является следующее:
1. заказчиком не установлены в документации (Информационной карте) ограничения,
предусмотренные частью 3 статьи 30 Закона о контрактной службы, а так же в документации отсутствует запрет на допуск товаров в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системы. Соответственно по мнению подателя жалобы заказчик нарушил положения статей 14, 30 Закона о контрактной системы;
2. заказчиком необоснованно установлены в пункте 27 Информационной карты
документации дополнительные требования к участником аукциона, чем заказчик нарушил положения статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. в проекте контракта и документации электронного аукциона существуют противоречия в
сроках оплаты работ, чем заказчик нарушил положения статей 34, 64 Закона о контрактной системы.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительно-монтажные работы и пусконаладка автоматизированной блочно-модульной котельной "Терморобот" мощностью 2 х 400 кВт, с дополнительным модулем ИТП, с консольно-поворотным краном для МКОУ Заледеевская СОШ".
1. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны
осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация:
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, соответствующую указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Комиссия установила, что согласно извещению данного электронного аукциона в преимуществах и требованиях к участникам установлено ограничение "Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации". При этом согласно пункту 17 Информационной карты электронного аукциона заказчик не установил вышеуказанные ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Согласно извещению и документации о проведении электронного аукциона в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении к Приказу N 126н.
Комиссия установила так же, что согласно извещению данного электронного аукциона в требованиях к участникам установлено ограничение "Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ". При этом согласно пункту 18 Информационной карты заказчиком не указаны ограничения - информация об условиях, запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что данные разночтения не позволяет однозначно определить преимущества и ограничения, предъявляемые к участникам закупки, что вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона. Заказчик нарушил положения статей 14, 64 Закона о контрактной системе. Соответственно довод подателя жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссия установила, что объектом данной закупки является строительно-монтажные работы и пусконаладка автоматизированной блочно -модульной котельной. При этом согласно пункту 27 Информационной карты заказчиком установлены дополнительные требования к участникам аукциона "Наличие лицензии на осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
Требования к наличию лицензии подразумевают услуги по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, которые не относятся к предмету закупки. Более того, услуги по перевозке технологически и функционально не связаны с объектом закупки, различны по своей специфике, методам исполнения, необходимыми трудовыми и техническими ресурсами, выполняются различными специалистами. По своему характеру, требования заказчика образуют самостоятельный предмет оказания услуг, никак не связанный с объектом закупки.
Соответственно, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик установил избыточные требования к участникам аукциона, чем нарушил положения статьи 31 Закона о контрактной системе. Соответственно данный довод подателя жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Законом о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что согласно пункту 3.2 проекта контракта "Оплата Работ по Контракту осуществляется Заказчиком единовременно, по факту выполненных и принятых Заказчиком (представителем Заказчика) Работ на основании счета в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после получения путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Выплата аванса Контрактом не предусмотрена". При этом заказчик необоснованно установил в пункте 23 Информационной карты положение о том, что "оплата производится Заказчиком по факту поставки, в течение 30 календарных дней с момента предъявления товарных накладных (счета-фактуры), перечислением денежных средств на расчётный счёт Исполнителя".
Комиссия приходит к выводу о том, что данные разночтение не позволяет точно определить порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, что вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона, чем заказчик нарушил положения статей 30, 64 Закона о контрактной системе. Соответственно данный довод подателя жалобы является обоснованным.
Комиссия установила, что в соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.08.2021 подана одна заявка, которая признана соответствующей документации электронного аукциона. Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что указанные нарушения не повлекли за собой ограничения доступа к участию в закупке, в связи с этим Комиссия решила предписание о внесении изменений в аукционную документацию не выдавать.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр закупок" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 14, 30, 31, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки. На этапе заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона внести изменения в проект такого контракта.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии Т.Э. Жукова
О.В. Рогова
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 августа 2021 г. N 024/06/105-2137/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021