Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Кирова", о включении сведений об ООО ЧОО "А.К.П" в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
03.08.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГБУЗ ''Станция скорой медицинской помощи г. Кирова'' (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО ЧОО "А.К.П" (далее - Исполнитель) в связи с неисполнением контракта на оказание охранных услуг N 0340200003321003860 от 07.06.2021 (извещение N 0340200003321003860).
Рассмотрение назначено на 10.08.2021 года, откладывалось на 12.08.2021, 13.08.2021 г. для предоставления сторонами дополнительных документов, стороны извещены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Из пояснений представителя Заказчика, озвученных при рассмотрении материалов РНП, установлено, что между Заказчиком и Поставщиком 07.06.2021 был заключен контракт N 0340200003321003860 на оказание охранных услуг (далее - Контракт).
Во исполнение п. 2.4.1. Контракта Заказчиком 16.06.2021 на посту охраны N 1 (г. Киров, проспект Строителей 27), посту охраны N 3 (г. Киров, ул. Московская 87) были нажаты кнопки "тревога". Фактически группа быстрого реагирования ООО ЧОО "А.К.П" на посты не прибыла. Вместо этого прибыло два сотрудника: один из них _.. вооружен огнестрельным оружием. При проверке в разрешении на хранение и ношение огнестрельного оружия значится, что он является работником ООО ОА "Кедр", разрешение действительно до 2024 г., отношение к ГБР ООО ЧОО "А.К.П" не имеет. Также прибыло транспортное средство без опознавательных знаков ООО ЧОО "А.К.П", что противоречит разделу 4 ГОСТ Р 59044-2020.
02.07.2021 г. на круглосуточном посту охраны N 3 был зафиксирован факт слива бензина из бензобака автомобиля скорой медицинской помощи сотрудником ООО ЧОО "А.К.П.", осуществляющим охрану данного поста. Указанный факт совершенного деяния зафиксирован камерами видеонаблюдения, сотрудниками КОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Кирова", также на место совершения правонарушения прибыли сотрудники полиции. Ввиду указанного факта совершенного деяния Исполнителю была направлена претензия от 14.07.2021 г. N 1792. На рассмотрении материалов РНП Заказчик указал, что информация направлена в правоохранительные органы для принятия решения по существу выявленного нарушения.
По результатам проведенной проверки Исполнителю были направлены акты о проверке оказания услуг по охране (пост N 1, N 3) от 16.06.2021 г., а так же претензии N 1592 от 23.06.2021, N 1792 от 14.07.2021 г., подтверждающие вышеуказанную информацию.
В связи с существенным нарушением Исполнителем условий контракта, 15.07.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 29.07.2021 г. вступило в силу.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России Представитель Исполнителя подтвердил письменные пояснения, сообщил, что 16.06.2021 г. на посты охраны прибыла автомашина с надписями, в том числе, с надписью ООО ЧОО "А.К.П". Указанная машина используется в качестве автомобиля ГБР - группы компаний - ООО ЧОО "А.К.П", ООО СКБ "Флагман", ООО ОА "Кедр" (фото транспортного средства прилагается). В ответ на претензии N 1592, N 1792 Исполнитель указал, что в предмет проверки качества оказываемых охранных услуг не выходит нажатие тревожной кнопки и вызова группы быстрого реагирования, также сообщил о том, полицией г. Кирова проводятся проверочные мероприятия, по факту слива бензина из бензобака автомобиля Заказчика, результат проверки на данным момент отсутствует.
Дополнительно представил документы, подтверждающие, что сотрудники, приехавшие по вызову, являются работниками ООО ЧОО "А.К.П" ( копии приказа N 34 от 22.12.2020 г, удостоверений, личных карточек), а также наличие у Исполнителя в собственности 2 автомобилей, один из которых Lada Granta, государственный регистрационный номер Р851HH11 (договор купли-продажи от 05.05.2021 г., акт приема-передачи автомобиля от 05.05.2021 г., платежное поручение об оплате 05.05.2021 г. N168.)
На основании изложенного, просит не включать ООО ЧОО "А.К.П" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Исполнителя, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.04.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0340200003321003860 и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг; начальная (максимальная) цена контракта составила 2 892 960,00 руб.
25.05.2021 г. по результатам проведенного конкурса между Заказчиком и ООО ЧОО "А.К.П" заключен контракт N 0340200003321003860 на оказание охранных услуг на сумму 2 892 959,00 рублей.
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель по Заданию Заказчика обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п. 2.1.1. Контракта Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Согласно п. 2.4.1. Контракта Заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность.
В соответствии с п. 4.1 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), Исполнитель обязан в том числе, обеспечить в случае необходимости выезд группы быстрого реагирования.
В соответствии с п. 5.7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) наличие у Исполнителя дежурного подразделения (группы быстрого реагирования) с круглосуточным режимом работы и оснащенной оружием (у сотрудника ГБР).
В силу п. 10.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке по результату проведенной экспертизы, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, с привлечением экспертов, экспертных организаций, если в заключении эксперта, экспертной организации подтверждены нарушения условий контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 782 ГК РФ определено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
15.07.2021 года в соответствии с п. 10.4 Контракта и на основании ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик принял решение N 1804 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение N 1804), в связи с нарушением Исполнителем условий Контракта.
Из Решения N 1804 следует, что не исполнение Контракта выразилось в не прибытии 16.06.2021 г. на посты охраны N 1, N 3 группы быстрого реагирования ООО ЧОО "А.К.П", вместо которой прибыли два сотрудника ООО ОА "Кедр". Между Заказчиком и ООО ОА "Кедр", отсутствуют договорные отношения.
Кроме того, 02.07.2021 г. на посту охраны N 3 камерами видеонаблюдения и сотрудниками Заказчика был зафиксирован факт слива бензина из бензобака автомобиля Заказчика сотрудником ООО ЧОО "А.К.П", осуществляющим охрану данного поста. Также на место совершения правонарушения прибыли сотрудники полиции.
Вместе с тем, в данном Решении отсутствуют ссылки на пункты Контракта, которые нарушены Исполнителем.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (Исполнителя, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (Исполнителя, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (Исполнителя, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.07.2021 г. Решение размещено на сайте ЕИС, направлено в адрес Исполнителя по электронной почте по адресу, указанному в Контракте, Почтой России заказным письмом с уведомлением. 19.07.2021 г. Исполнитель получил решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направленное на адрес электронной почты исполнителя, что подтверждается письмом от 19.07.2021 г. N 396 "Об устранении нарушений, послуживших принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.07.2021 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (Исполнителя, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 03.08.2021 г.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10 - П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно информации из ЕИС ООО ЧОО "А.К.П" является активным участником закупок и имеет более 187 заключенных контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения. Исполнитель относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
При рассмотрении материалов РНП Заказчиком не представлены документы, подтверждающие прибытие на посты охраны N 1, N 3 транспортного средства и сотрудников ООО ОА "Кедр".
При этом, Заказчиком в материалы РНП, в том числе после неоднократного отложения их рассмотрения, не представлены документы, подтверждающие информацию, указанную в актах о проверке оказания услуг по охране (пост N 1, N 3) от 16.07.2021 г. и Решении N 1804 (фотовидеофиксация и др.), что не позволяет Комиссии Кировского УФАС России прийти к однозначному выводу о ненадлежащем исполнении ООО ЧОО "А.К.П." условий Контракта.
Кроме того, факт слива бензина сотрудником Исполнителя не подтвержден Заказчиком (отсутствует информация правоохранительных органов), в связи с чем не может свидетельствовать о недобросовестном поведении Исполнителя.
Фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны Исполнителя контракта. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Исполнителе, заказчиком не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО ЧОО "А.К.П" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ч. 8 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Кирова" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО ЧОО "А.К.П" в связи с неисполнением контракта на оказание охранных услуг N 0340200003321003860 от 07.06.2021 (извещение N 0340200003321003860), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 августа 2021 г. N 043/06/104-685/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021