Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
рассмотрев жалобу ООО "Альфа",
У С Т А Н О В И Л А:
18.08.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Альфа" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий с расходными материалами (извещение 0340200003321008944). Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 20.08.2021 года.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, поскольку в техническом задании при описании объекта закупки по позициям N 13 и N 14 Заказчик установил характеристики товара: длина разреза, мм - не менее 50 и не менее 100, соответственно. В совокупности установленных характеристик Заказчику необходим к поставке - сшивающий аппарат GIA СЕРИИ DTS COVIDIEN GIA6038S, который соответствует потребности Заказчика по характеристике "длина шва". При этом характеристика длины разреза является избыточной и не имеет отношение к закупаемому товару.
Таким образом, Заказчик в описании товара установил избыточные характеристики, чем ввел в заблуждение других участников закупки, что не позволяет участникам закупки правильно оформить заявку.
Кроме того, по позиции N 18 Заказчик установил характеристику товара: встроенное лезвие. В совокупности установленных характеристик Заказчику необходим к поставке - эндоскопический сшивающий аппарат COVIDIEN (ENDO GIA ULTRA) EGIAUSTND. Согласно данным производителя, аппарат не имеет встроенное лезвие, лезвие вынесено в кассету.
Таким образом, Заказчик установил недостоверные сведения о закупаемом товаре, данная ошибка не позволяет участникам закупки правильно оформить заявку.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что Заказчику требуется степлер линейный ручной режущий (позиции N 13 и N 14), одной из важнейших характеристик которого является длина разреза. Данный показатель указывается в каталогах различных производителей (копия прилагается). Таким образом, Заявитель неправильно определил потребность Заказчика, указывая в жалобе на сшивающий аппарат, в то время как Заказчику нужен сшивающе-режущий аппарат.
Все характеристики товара, указанные Заказчиком в Техническом задании, являются достоверными, описание объекта закупки соответствует действующему законодательству о контрактной системе. Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
11.08.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321008944 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий с расходными материалами. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 402 350,60 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 19.08.2021 г.
Согласно Технической части (Аукционного задания) требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:
13 |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования - 3 шт. |
|
|||
13.2 |
|
Длина шва, мм |
Не менее 55 |
Конкретное значение |
|
13.3 |
|
Длина разреза, мм |
Не менее 50 |
Конкретное значение |
|
14 |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования - 3 шт. |
|
|||
14.2 |
|
Длина шва, мм |
Не менее 100 |
Конкретное значение |
|
14.3 |
|
Длина разреза, мм |
Не менее 100 |
Конкретное значение |
|
15 |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования - 3 шт. |
|
|||
18 |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования - 3 шт. |
|
|||
18.6 |
Перезаряжается кассетами с длинной шва - 60 мм |
|
|
|
|
18.9 |
Встроенное лезвие |
|
|
|
|
18.10 |
|
Блокирование аппарата - при отсутствующей, неправильно установленной, использованной кассете |
|
|
|
18.11 |
|
Совменстимость с кассетами Endo GIA имеющимися у заказчика |
|
|
|
Относительно довода об установлении избыточной характеристики "длина разреза" по позициям N 13,14 Технического задания, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности. При этом Заказчиком при рассмотрении жалобы представлены скриншоты из каталогов производителей, в которых указана характеристика длины разреза, соответствующая Техническому заданию Заказчика.
В Аукционном задании отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Требования заказчика, установившего в документации об аукционе характеристики товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой (дело N А65-29493/2020).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Соответственно, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика.
Таким образом, документация электронного аукциона в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя необоснован.
Относительно довода об установлении недостоверной характеристики "встроенное лезвие" по позиции N 18 Технического задания, установлено следующее.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика пояснил, что степлер поставляется заряженным кассетой, в которую встроено лезвие. При этом, кассета является одноразового использования, поэтому Заказчик указывает характеристику: "перезаряжается кассетами", так как сам аппарат можно использовать в процессе одной операции (на одном пациенте) несколько раз.
Таким образом, характеристика "встроенное лезвие" относится не к степлеру, а к кассете, следовательно, информация, указанная Заказчиком является достоверной.
Кроме того, Заказчиком представлены копии коммерческих предложений, явившихся обоснованием НМЦК, которые содержат предложения о поставке необходимых Заказчику товаров более двух поставщиков.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части установления Заказчиком недостоверной информации относительно характеристики встроенного лезвия.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил, в связи с чем доводы Заявителя являются необоснованными.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Альфа" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий с расходными материалами (извещение 0340200003321008944).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 августа 2021 г. N 043/06/33-711/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021