Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии:
Прохорова Р.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Капчикаева А.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от заказчика - Съянова К.В.
от заявителя - Сивоконь С.С.
от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В.
рассмотрев жалобу жалобы Акционерного общества "ИНФАПРИМ" (ИНН 7709890250) (далее - заявитель, общество) на положения закупочной документации, утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная детская больница" (ИНН 6501232250) (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка сухих смесей для детского питания" (извещение N 0361200015021003921) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
14.07.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения закупочной документации, которая, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. Заказчик предусмотрел требования, отличающиеся от требований основного регулирующего документа - Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), а именно указал иные параметры и не обосновал их.
В п. 1 ТЗ заказчик заузил 15 показателей; в п. 2 заузил 6 показателей; в п. 3 ТЗ заузил 8 показателей. Заказчик разместил формальную приписку, что по сути не является обоснованием медицинской потребности лпу: _ "Обоснование дополнительных характеристик: Данный состав оптимально сбалансирован для кормления детей до полугода, содержит необходимые питательные вещества для оптимального физического и умственного развития ребенка, способствует становлению и укреплению иммунитета ребенка в первые месяцы жизни. Пробиотики и пребиотики способствуют защите кишечной микрофлоры".
В п. 4 ТЗ заказчик заузил 7 показателей. В аукционной документации отсутствует обоснование необходимости применения таких показателей. Согласно Приложения 12 ТР ТС 033/2013 данный продукт детского питания является напитком, а не адаптированной сухой молочной смесью для вскармливания детей с 12 месяцев. Характеристика представлена в п.9 Приложения 12: Сухие и жидкие молочные, молочные составные и молокосодержащие напитки (для детей старше 6 месяцев). В данной категории продуктов нормируются только: белки, жиры, углеводы и калиций. Все остальные требования заказчика являются избыточными и должны быть исключены либо обоснованы.
Из анализа ТЗ в целом видно, что заказчик лоббирует интересы компании Нестле и намерен приобрести детские молочные смеси исключительно ТМ "Нестле".
В п. 5 заузил 7 показателей. Заказчик ограничился припиской: _ "Обоснование дополнительных характеристик: Данный состав оптимально сбалансирован для недоношенных детей и детей с низким весом при рождении, содержит питательные вещества, необходимые для ускоренного увеличения веса и укрепления иммунитета", что по сути не является медицинским обоснованием.
В данной закупке заказчик не просто изменяет допустимые параметры пищевой ценности, повышая нижний разрешенный предел (что можно было бы обосновать какими-либо дефицитами по пищевым веществам), заказчик опускает верхний разрешенный предел, что явно свидетельствует о желании заказчика приобрести продукцию конкретной торговой марки Нестле, а не заботой о состоянии здоровья детей.
2. Заказчик не верно применил статью 14 Закона о контрактной системе, применение национального режима при осуществлении закупок и Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Под действие приказа попадают:
Под действие приказа N126н не попадают:
Молочные напитки;
Каши;
НЛ и БЛ;
АР;
Частичные гидролизаты;
Полные гидролизаты
Аминокислоты;
Следовательно, смеси в пунктах N 1 и 2 (гипоаллергенные содержащие в своем составе частично гидролизованный белок) имеют в КТРУ свой отдельный код - 10.86.10.192.00000004.
Называть смеси на основе частично гидролизованного белка (п. 1 и 2 ТЗ) Адаптированными сухими гипоаллергенными молочными смесями для детей с риском развития пищевой аллергии в возрасте с 0 до 6 месяцев и от 6 до 12 месяцев нельзя.
Осуществлять закупку молочных напитков (п. 4 ТЗ) и гипоаллергенных смесей (п. 1 и 2 ТЗ), которые по сути своей являются частично гидролизованными смесями, на которые преференции не распространяются в одном аукционе с закупкой смесей для здоровых детей, на которые преференции распространяются, нельзя.
3. Согласно описанию объекта закупки, в п.N4 - не соответствует ни одна адаптированная молочная смесь, находящаяся в свободном обороте на товарном рынке, поскольку все молочные смеси для питания детей с 12 месяцев зарегистрированы как молочные напитки.
Рассмотрение жалобы по существу назначено на 16.07.2021 в 15 часов 30 минут.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу, явкой своих представителей не обеспечили, правом участия в заседание Комиссии посредством видеоконференцсвязи не воспользовались.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе аукционы.
Как установлено на заседание Комиссии и следует из материалов дела, 05.07.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона, в том числе аукционная документация.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По мнению ФАС России, установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки на момент подачи заявки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Проанализировав положения технического задания, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
На рассмотрении дела установлено, что Заказчик включил в техническое задание значения показателей отличных от ТР ТС 023/2013.
Кроме того Заказчика на заседание Комиссии не представил обоснования использования показателей отличных от ТР ТС 033/2013.
Также в п. 4 ТЗ включена адаптированная сухая молочная смесь, для вскармливания детей с 12 месяцев, при этом все молочные смеси для питания детей с 12 месяцев зарегистрированы как молочные напитки. Данное обстоятельство не отрицалось Заказчиком.
Таким образом, действия заказчика влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущены нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Учитывая то, что в описание объекта закупки включены наименования товаров указанных и не указанные в приказе Минфина России от 04.06.2018 N 126н, заказчик своими действиями нарушил ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Акционерного общества "ИНФАПРИМ" (ИНН 7709890250) на положения закупочной документации, утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная детская больница" (ИНН 6501232250) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка детского питания" (извещение N 0361200015021003877) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная детская больница" (ИНН 6501232250) нарушившим ч. 4 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная детская больница" обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2, 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Р.В. Прохоров
А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 июля 2021 г. N 065/06/106-488/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021