Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - Седых Юлии Викторовны;
от ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" - Сопова Дмитрия Евгеньевича, Игонина Станислава Михайловича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС-ИНВЕСТ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317300301921000578 "Приобретение жилого помещения (квартиры)", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
05 августа 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС-ИНВЕСТ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317300301921000578 "Приобретение жилого помещения (квартиры)".
При предварительном рассмотрении, поступившее обращение было возвращено на доработку в рамках требований частей 3, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078.
После доработки возвращенного обращения, 18 августа 2021 года заказчик вновь обратился в Алтайское краевое УФАС России с информацией об участнике закупки для включения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков.
20 августа 2021 года состоялось рассмотрение обращения заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС-ИНВЕСТ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317300301921000578 "Приобретение жилого помещения (квартиры)", с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснил, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков является его обязанностью в силу закона. Пояснил, что после заключения контракта, при осмотре приобретенной квартиры, специалистами заказчика было установлено, что квартира является однокомнатной, а не двухкомнатной, как было указано в заявке на участие в закупке и в договоре.
Представители ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" против удовлетворения заявления заказчика возражают. Указали, что в заявке на участие в закупке ошибочно указал количество комнат в квартире - две вместо одной. Однако, в настоящее время общество имеет в собственности двухкомнатную квартиру, соответствующую требованиям заказчика, и готово заменить предмет контракта на надлежащий.
Заслушав представителей заказчика и исполнителя, изучив полученное обращение, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
22 апреля 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0317300301921000578 "Приобретение жилого помещения (квартиры)". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 278 571 руб. 43 коп.
Предмет закупки - двухкомнатная квартира (две жилые комнаты). Общая площадь жилого помещения - не менее 34,1 кв.м.
На участие в закупке была подана 1 заявка - заявка ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" (заявка N 109731350).
Протоколом от 14 мая 2021 года была признана соответствующей. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
25 мая 2021 года между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула и ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" был заключен муниципальный контракт NФ.2021.55, по условиям которого поставщик обязуется передать заказчику в собственность городского округа-города Барнаула Алтайского края жилое помещение (квартиру), в количестве: 1 штуки, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул.Фурманова, д.26а/ул.Рылеева, д.23 кв.55, общей площадью 36,3 кв.м, количество комнат 2 (далее - товар) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, в установленный контрактом срок, а заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно экспертному заключению Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ" от 24.06.2021 " 4546/10062021 квартира N 55 по ул. Фурманова, 26А является пригодной для проживания, но не соответствует условиям контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г., а именно, поставляемая квартира состоит из одной жилой комнаты, в то время как требуется квартира, состоящая из двух жилых комнат.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 расторжение к допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации для данного вида обязательств, в том числе:
отказ поставщика от передачи товара;
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком требования заказчика об устранении недостатков товара;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
неоднократное нарушение поставщиком сроков передачи товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения данного обязательства.
В соответствии с часть. 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
14 июля 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г., со ссылкой на Раздел 11 контракта, пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьи 450.1, 557 пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г. было направлено ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" 14 июля 2021 года заказным письмом и по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе.
Письмом от 23 июля 2021 года ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" уведомило заказчика о готовности поставить другую квартиру, соответствующую требованиям технического задания.
Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта NФ.2021.55 от 25.05.2021 г. вступило в законную силу 03 августа 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаяе, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Заявка ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ" на участие в закупке была заполнена с опечаткой, содержала недостоверную информацию в отношении количества комнат, о чем заказчик мог бы узнать при заключении контракта. Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика, так как общество было готово заменить поставляемую квартиру на соответствующую. Кроме того, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является ненадлежащее исполнение контракта, а не представление недостоверной информации о соответствии поставляемого товара требованиям документации о закупке, что позволило обществу стать победителем определения поставщика.
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Между тем, частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Таким образом, такое обращение должно быть представлено заказчиком в Алтайское краевое УФАС России не позднее 06 августа 2021 года.
Первоначальное обращение заказчика в контрольный орган поступило 05 августа 2021 года.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула при осуществлении закупки N N 0317300301921000578 "Приобретение жилого помещения (квартиры)" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью ООО "БИЗНЕС-ИНВЕСТ".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М. Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 августа 2021 г. N РНП-22-133-Р/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021