Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
от заявителя - ООО "Телематика" Яремчук Анастасии Валерьевны, путем видеоконференцсвязи;
от заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края", Трифанова Сергея Сергеевича, путем видеоконференцсвязи;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Шумакова Юрия Михайловича, путем видеоконференцсвязи,
рассмотрев жалобу ООО "Телематика" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0817200000321010342 "Поставка, монтаж и пуско-наладка комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Телематика" ( далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона N 0817200000321010342 "Поставка, монтаж и пуско-наладка комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения".
Заявитель усматривает признаки нарушения законодательства о контрактной системе и принципа равного обеспечения конкуренции: неприменение к проводимой закупке положений Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 8781; установление требований к товару, указывающих на единственного производителя; в объединении в один лот товара единственного производителя и товара с несколькими производителями, что сужает число потенциальных участников; предъявление необоснованных требований к товару.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
06.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321010342 "Поставка, монтаж и пуско-наладка комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения", аукционная документация, техническое задание, а также обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пр. документы.
Согласно разделу V аукционной документации , техническому заданию, являющемуся частью аукционной документации, к поставке требуются комплексы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, тип 1 и комплексы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения тип 2 - код ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) -26.20.30.000. Запрет на допуск, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе не установлены.
Согласно ЕИС при размещении извещения и документации по закупке уполномоченным органом также было размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" ( далее - Постановление N 878) установлены ограничения допуска товаров по перечню радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 и 5 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением ( далее - Порядок подготовки обоснования) , и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Товары, включенные к класс 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" по ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008), включены в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно Постановлению N 878.
Согласно п. 2. Порядка подготовки обоснования обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В силу п. 3 Порядка подготовки обоснования обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно Письму Минпромторга России от 24.09.2019 г. N ПГ-11-7984 классом радиоэлектронной продукции является собственно радиоэлектронная продукция и телекоммуникационное оборудование. Класс радиоэлектронной продукции (телекоммуникационное оборудование или радиоэлектронная продукция), которому соответствует оборудование, указан в столбце 4 единого реестра российской радиоэлектронной продукции ( далее - Реестр) .
В Реестре, размещенном на официальном сайте https://gisp.gov.ru , содержатся сведения о продукции, которая соответствует функциональному назначению закупаемого оборудования - радиоэлектронная продукция : РЭ-848/21 (Комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4" - производитель ООО "ТБДД"); N РЭ-121/21 (Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением "Автодория-3.0" - производитель ООО "Автодория"); N РЭ-122/21 (Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением "Автодория-3.5" - производитель ООО "Автодория"); N РЭ-1511/21 (Комплекс измерительный с видеофиксацией "Кордон.Про"М- производитель ООО "Симикон"); РЭ-1512/21(Комплекс измерительный с видеофиксацией "Кордон.Про"В- производитель ООО "Симикон"); РЭ-1513/21 (Комплекс измерительный с видеофиксацией "КОРДОН-М"2, производитель ООО "Симикон") .
Согласно обоснованию, размещенному по рассматриваемой закупке в ЕИС, заказчиком был выбран пп "а" п. 2 , в то время как заказчику следовало выбрать пп "б" п. 2 и соответственно, указать функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки ( пп. "г" п. 3 Порядка подготовки обоснования).
Таким образом, заказчиком при подготовке обоснования были нарушены требования п. 3 Порядка подготовки обоснования, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что заказчиком было установлено излишнее требование о наличии возможности вычисления средней скорости движения ТС, требование о совместимости поставляемых комплексов с комплексами "АвтоУраганВМС2" указывает на необходимость поставить именно комплекс "АвтоУраганВМС2".
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно техническому заданию к комплексу фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, тип 1 предъявляется требование о наличии возможности обнаружения факта нарушения скорости движения ТС на участке между двумя рубежами контроля (измерение скорости способом вычисления средней скорости движения ТС), подтвержденная соответствующей информацией Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии в описании типа средства измерений, при совместном использовании с имеющимся комплексом "АвтоУраган-ВСМ2".
Представитель заказчика, пояснил, что потребность в поставке комплексов, совместимых с комплексом "АвтоУраган-ВСМ2" обусловлено тем, что у заказчика уже имеются данные комплексы в наличии, в доказательство представил копию свидетельства о поверке комплекса аппаратно-программного "АвтоУраган-ВСМ2" от 27.08.2019 г. , согласно которому данный комплекс расположен по адресу Алтайский край, г. Рубцовск, пр. Ленина-пер. Гражданский.
Согласно документации о проведении оспариваемого аукциона место доставки товара, место выполнения работы или оказания услуги: г. Рубцовск, пересечение проспектов Ленина и Рубцовского; г. Барнаул, пересечение проспекта Ленина и Строителей.
Комиссия приходит к выводу о намерении заказчика закупать комплекс "АвтоУраганВСМ2".
В настоящее время вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности на основании измерений средней скорости не осуществляется. Так как понятие "средняя скорость" и такой принцип измерения отсутствует в КоАП РФ, который устанавливает правила процедуры привлечения к административной ответственности. В Постановлении Верховного Суда РФ от 07.10.2019 N З6-АД19-3 указано, что вынесение постановления на основании измерения средней скорости невозможно, поскольку при измерении средней скорости невозможно указать точное время и место совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах Заказчиком не приведены доказательства объективной потребности в установлении требования к наличию возможности измерения средней скорости ТС при совместном использовании с комплексом "АвтоУраганВСМ2". В техническом задании не содержатся сведения об установлении данного требования в соответствии с положениями Единых требований к техническим параметрам сегментов АПК "Безопасный город" Р 4516п-П4 от 28.06.2017.
Комиссия считает, что установление рассматриваемого требования ограничивает возможность поставить иное оборудование, ограничивает круг участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Принимая во внимание, что к комплексу тип 1 установлено требование о наличии возможности обнаружения факта нарушения скорости движения ТС на участке между двумя рубежами контроля (измерение скорости способом вычисления средней скорости движения ТС), подтвержденная соответствующей информацией Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии в описании типа средства измерений, при совместном использовании с имеющимся комплексом "АвтоУраган-ВСМ2", что указывает на необходимость поставки комплекс "АвтоУраган-ВСМ2", а к комплексу тип 2 такое требование не предъявляется, Комиссия считает, что заказчиком неправомерно объединены в одну закупку два типа комплексов, что сужает круг участников закупки.
В действиях заказчика содержатся нарушения ч. 2 ст. 8 , п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требование к минимальному значению измеряемой комплексом скорости ТС 0 км/ч являются избыточным и ограничивает круг товаров, возможных к поставке.
Вместе с тем данное требование установлено в соответствии с положениями Приложения 18. Единых требований к техническим параметрам сегментов АПК "Безопасный город" Р 4516п-П4 от 28.06.2017, о чем содержится ссылка в техническом задании. Данный довод заявителя является необоснованным.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Телематика" частично обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 14 п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, Закона о контрактной системе, п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, неправомерными;
3. выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки;
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 августа 2021 г. N 022/06/33-694/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021