Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Эко-Сибирь": Аленниковой И.П.;
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер": Тереховой Н.А.;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Шумакова Ю.М., Титова Н.Ю.;
рассмотрев жалобу ООО "Эко-Сибирь" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона N 0817200000321010914 "Оказание услуг по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.08.2021 г. ООО "Эко-Сибирь" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0817200000321010914 "Оказание услуг по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха".
Представитель Заявителя пояснила, что требование о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности является нарушением закона.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что что считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав пояснения представителя, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
17.08.2021 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321010914 "Оказание услуг по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью статьи 33 Закона о контрактной систем, так же определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Так пунктом 7 раздела IV Информационной карты аукциона установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающей в себя выполнение работ (оказание услуг) в составе лицензируемого вида деятельности: дезинфектология. Документ, подтверждающий соответствие участника требованиям: копия действующей
- лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающей в себя выполнение работ (оказание услуг) в составе лицензируемого вида деятельности: дезинфектология или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке, предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Представитель заявителя указывает на то, что дезинфекционная деятельность не связана с оказанием медицинских услуг. Может осуществляется отдельно как самостоятельный вид деятельности, без лицензии.
Однако, поскольку Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным Законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико- санитарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновение и распространение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее- Закон N 52-ФЗ)).
Так, в целях предупреждения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны и своевременно проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарные (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Разделом IV документации электронного аукциона, установлено, что нормативным правовым актом, устанавливающим такие требования является Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В силу пункта 3 Положения о лицензировании утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются в том числе при проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция- уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а так же других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация- уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно- эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Так, в соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь- это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии требованиям, установленным СП 3.5.1378 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и соответственно медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно- противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Кроме того, объектами оказания услуг по электронному аукциону являются системы вентиляции и кондиционирования воздуха помещений учреждения здравоохранения- КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер", следовательно, в данном случае проведение мероприятий санитарно- противоэпидемиологического характера (организации и осуществление дезинфекционной деятельности (в том числе дезинфекции, дезинсекции дератизации))являются составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан и включает в себя направленные на устранение или уменьшение распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Данная позиция отряжена в определениях Верховного суда РФ от 12ю01ю2018 г. N 310 КГ 17-14344 по делу N А23-840/2016, определение СК по экономическим вопросам Верховного суда РФ от 15.01.2018 г. N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016, определение верховного суда РФ от 22.05.2020 г., N 303-ЭС20-7733 по делу N А-4073/2019 г.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Эко-Сибирь" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 августа 2021 г. N 022/06/31-703/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021