Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФАЙВ" (далее - заявитель, общество, ООО "ФАЙВ") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии (далее - уполномоченное учреждение, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона ""Поставка медицинского расходного материала (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные)" (извещение N 0852500000121001756) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 1 от 13.01.2021),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8277э от 17.08.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение N 0852500000121001756 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2 250 000 руб.
10.08.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано 15 заявок, двум участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 11.08.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие семь участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2021 заявки четырех участников признаны не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признан ИП "_" с ценой контракта 825000 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, его заявка была неправомерно признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктом 4.1 документации об электронном аукционе было установлено следующее требование к содержанию вторых частей заявок: "копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе:
Предоставление требуется:
- копии регистрационных удостоверений Росздравнадзора с приложениями на предложенный участником в его заявке Товар, который подлежит регистрации на территории РФ (п. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")".
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2021 при обосновании признания заявки с идентификационным номером 110323751 (ООО "ФАЙВ") не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе указано следующее: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона признать заявку участника несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона, подпунктом 4 пункта 4.1. раздела I документации об электронном аукционе: По позициям NN 1-3 отсутствует копия регистрационного удостоверения на предложенный участником товар".
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
При этом пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации однозначно установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки является отдельным видом договора купли-продажи.
При этом пунктом 3 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Таким образом, для договора поставки условие о наименовании товара является существенным условием.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом
Форма регистрационного удостоверения, утвержденная приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13, зарегистрированного в Минюсте России 25.02.2013 N 27292, предусматривает обязательное указание наименования медицинского изделия и принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 38 Федерального закона об охране здоровья, подпунктом "а" пункта 7 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 615 (далее - Реестр), Реестр содержит сведения о наименовании медицинского изделия.
Системное толкование указанных нормативных правовых актов позволяют Комиссии сделать вывод о том, что заявка участника закупки, с которым заключается контракт, должна содержать сведения о наименовании медицинского изделия в соответствии с его регистрационным удостоверением.
Соответственно и условие контракта о его предмете, включающем наименование медицинского изделия, считается согласованным, если наименование поставляемого медицинского изделия указано в соответствии с его регистрационным удостоверением.
Рассмотрев положения документации об электронном аукционе и заявку участника, Комиссия отмечает следующее.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что по позициям N 1-3 участником закупки с идентификационным номером заявки 110323751 (ООО "ФАЙВ") к поставке были предложены "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" со страной происхождения товара Россия.
Во второй части заявки было представлено регистрационное удостоверение от 08.02.2021 N РЗН 2021/13409 на "Перчатки смотровые диагностические одноразовые нестерильные, нитриловые по ТУ 22.19.60-002-35415855-2020".
Пунктом 4.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе предусмотрено: "Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, в случае, если предметом закупки являются медицинские изделия (изделия медицинского назначения), то наименование предлагаемого участником закупки товара должно быть указано в полном (строгом) соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие (раздел "На медицинское изделие" соответствующего регистрационного удостоверения с указание полного точного наименования с буквенными и цифровыми кодами, ТУ и т.д.)".
Кроме того, была установлена рекомендуемая форма описания объекта закупки участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с рекомендуемой формой заявки участникам закупки надлежало указывать в первой части заявки наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением, а также реквизиты регистрационного удостоверения.
В сноске к рекомендуемой форме заявки указано: "В случае если предметом закупки являются изделия медицинского назначения, то участником закупки в первой части заявки на участие в закупки должны быть указаны наименования товаров, входящих в объект закупки, в соответствии с регистрационными удостоверениями на такие изделия".
Комиссия также отмечает, что спецификацией (Приложение к контракту) также было предусмотрено указание наименования товара в соответствии с регистрационным удостоверением по каждой из позиций.
Из содержания инструкции по заполнению заявки, спецификации (Приложение к контракту) однозначно усматривается, что требование об указании наименования товара в соответствии с регистрационным удостоверением носит императивный характер для участников закупки.
При этом заявка общества не содержит какой-либо информации, позволяющей соотнести конкретную позицию товара с приложенным регистрационным удостоверением, в том числе в заявке не указано наименование товара в соответствии с инструкцией по заполнению заявки и регистрационным удостоверением, а также реквизиты регистрационного удостоверения по конкретным позициям.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к однозначному выводу о том, что у единой комиссии уполномоченного учреждения отсутствовала реальная возможность соотнести регистрационное удостоверение, приложенное во второй части заявки, с товарами, указанными в первой части заявки.
Необходимо также отметить, что регистрационное удостоверение в силу положений Федерального закона о контрактной системе является документом, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления товара с таким документом, возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории Российской Федерации (незаконного), что не соответствует принципу результативности и эффективности осуществления закупок.
Кроме того, Комиссия отмечает, что при подаче заявки на участие в данной закупке ООО "ФАЙВ" в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе было выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен и с положениями инструкции по заполнению заявки.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика, и, подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Таким образом, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе (статьи 65 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения документации в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного учреждения нарушений требований законодательства о контрактной системе, так как формально единая комиссия при рассмотрении вторых частей заявок действовала в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе, что прямо предусмотрено положениями статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
В связи с указанным довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФАЙВ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона ""Поставка медицинского расходного материала (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные)" (извещение N 0852500000121001756) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 августа 2021 г. N 055/06/69-856/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021