Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, при участии представителей Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр пчеловодства" (далее - ФГБНУ "ФНЦ пчеловодства", Заказчик) <_>, представителей Общества с ограниченной ответственностью "ИнтерАналит" <_>, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", уведомленных надлежащим образом (исх. N 4229 от 18.08.2021), рассмотрев жалобу ООО "ИнтерАналит" б/н б/д (вх. N 4836 от 16.08.2021) на действия Заказчика (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр пчеловодства") при проведении электронного аукциона на поставку, сборку, монтаж и ввод в эксплуатацию с проведением инструктажа на рабочем месте градиентного хроматографа с рефрактометрическим и диодноматричным детекторами для нужд ФГБНУ "ФНЦ пчеловодства" (извещение N 0359100000721000008 от 05.08.2021) и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
ФГБНУ "ФНЦ пчеловодства" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку, сборку, монтаж и ввод в эксплуатацию с проведением инструктажа на рабочем месте градиентного хроматографа с рефрактометрическим и диодноматричным детекторами для нужд ФГБНУ "ФНЦ пчеловодства" (далее - электронный аукцион).
05 август 2021 года извещение о проведении электронного аукциона N 0359100000721000008 и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок-www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 123 562, 00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам поставляемого товара, что ограничивает количество участников закупки и соответствует продукции единственного производителя.
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе и считают жалобу необоснованной.
В отзыве на жалобу N 02-09/573 от 20.08.2021 (вх. N 4932 от 20.08.2021) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении и размещении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественных, технических и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Удовлетворенность заказчика результатом закупки будет зависеть от обстоятельств, в которых он используется. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении.
В пункте 19 Части 4 "Техническая часть" документации об электронном аукционе на поставку лабораторного оборудования (хроматограф газовый) Заказчиком установлено, что к поставке требуется: градиентный хроматографа с рефрактометрическим и диодноматричным детекторами (Код ОКПД 2: 26.51.53.140) со следующими спорными характеристиками:
N п/п |
Наименование параметра |
Значение или наличие функции |
19. Комплект ВЭЖХ колонок | ||
|
ВЭЖХ колонка, заполненная силикагелем с привитой аминопропильной фазой. Размер колонки 4.6 x 250 мм, размер частиц сорбента 5 мкм, диаметр пор сорбент - 100 |
|
|
Комплект предколонок с металлическим держателем. Количество предколонок - не менее 5 шт. Сорбент - силикагель с привитой аминопропильной фазой, размер частиц сорбента 5 мкм, диаметр пор сорбент - 100 |
|
|
ВЭЖХ колонка, заполненная силикагелем с привитой С18 фазой. Размер колонки 4.6 x 250 мм, размер частиц сорбента 5 мкм, диаметр пор сорбент - 100 |
|
|
Комплект предколонок с металлическим держателем. Количество предколонок - не менее 5 шт. Сорбент - силикагель с привитой С18 фазой, размер частиц сорбента 5 мкм, диаметр пор сорбент - 100 |
|
|
ВЭЖХ колонка, заполненная силикагелем с привитой С18 фазой. Частицы сорбента должны содержать внутри непористое ядро. Размер колонки 4.6 x 100 мм, размер частиц сорбента 2,5 мкм, диаметр пор сорбент - 100 |
|
|
ВЭЖХ колонка, заполненная силикагелем с привитой С18 фазой. Размер колонки 3.0 x 150 мм, размер частиц сорбента 3,5 мкм, диаметр пор сорбент - 100 |
|
По мнению Заявителя, данный пункт не содержит требуемое значение или наличие функций, из чего нельзя сделать однозначный вывод о том, какое именно количество ВЭЖХ колонок входит в состав комплекта, а также Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам объекта закупки.
Кроме того Заявитель считает, что по совокупности характеристик требованиям Технического задания аукционной документации соответствует оборудование единственного производителя, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Однако какому именно производителю соответствуют установленные характеристики товара, представители Заявителя пояснить не смогли.
Статьей 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом в ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика сообщил, что на рынке Российской Федерации присутствуют хроматографы с рефрактометрическим и диодноматричным детекторами производителей компаний Agilent, Thermo Scientific, Waters, Perkin Elmer, Knauer, Hitachi, Young Lin, Jasko что подтверждает наличие на рынке продукции иных производителей товара с характеристиками, указанными в техническом задании документации об электронном аукционе.
В качестве доказательства представлены поступившие в адрес Заказчика коммерческие предложения (далее - КП) на поставку хроматографов, являющихся аналогами закупаемого оборудования, а именно:
- КП N 2182 от 28.06.2021 ООО "АССА Лабораторные системы" с указанием характеристик хроматографа UltiMate 3000 (производитель Thermo Fisher Scientific);
- КП N 132/1 от 06.07.2021 ООО Медицинские технологии "СФЕРА" с указанием характеристик градиентной системы ACQUITY UPLC (производитель Waters);
- КП N 132/2 от 06.07.2021 ООО Медицинские технологии "СФЕРА" с указанием характеристик градиентной системы СВЭЖХ Agilent 1290 Infinity II (производитель Agilent).
В свою очередь, Комиссия, изучив представленные документы, пришла к выводу, что характеристики указанных выше хроматографов соответствуют характеристикам, предъявляемым Заказчиком к закупаемому оборудованию.
Таким образом, Заказчиком представлены доказательства о наличии на рынке как минимум двух производителей оборудования, соответствующего требования Технического задания.
Кроме того, Заказчиком представлены следующие пояснения: "Для определения состава качества продуктов пчеловодства, актуальным является разработка современных, простых, безопасных и высокоэффективных методов пробоподготовки и анализа. Большей перспективностью в данном направлении обладают методы высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ). Они позволяют селективно и высокоточно определять содержание всех основных компонентов продуктов пчеловодства, а также загрязняющих контаминантов, попадающих в их состав. В настоящее время в России широко используются методы ВЭЖХ для их анализа.
Основные критерии выбора оборудования для исследования качества продуктов пчеловодства продиктованы особенностью их физических свойств. Для обеспечения эффективной работы и правильной эксплуатации оборудования при исследовании продуктов пчеловодства, необходимо предъявлять четкие критерии к технологическим характеристикам аналитического устройства. Ввиду сильного отличия физических свойств продуктов пчеловодства от других продуктов, и сырья растительного и животного происхождения, составление технического задания сконструировано по четким критериям, которые, в свою очередь основаны на потребности учитывать возможные причины, приводящие к неисправности колонок хроматографа, и сокращения срока их эксплуатации. Нежелательные последствия при анализе пчелопродуктов происходят по причине засорения колонок воскоподобными соединениями, содержащихся в их составе. На основании чего необходимо, чтобы прибор был способен работать при давлении выше 850 бар при работе с указанными в ТЗ колонками.
Продукты пчеловодства имеют крайне неустойчивый состав, содержание соединений в некоторых из них сильно зависят от температуры в условиях которых происходит исследование, это крайне важный параметр при выборе оборудования. На основании чего требуется термостат, позволяющий задавать температуру, при проведении исследования. Например, потенциальное исследование маточного молочка на содержание некоторых соединений, требует четкого контроля температурного параметра при проведении исследования.
Необходимо отметить, что Заказчиком выступает не производственная, а научная лаборатория, в задачи которой, главным образом, входят научные исследования продуктов пчеловодства. Из всех существующих Российских методов определения качественного состава продуктов пчеловодства, такие как определения углеводного состава, содержания гидроксиметилфурфураля и других соединений, в настоящее время уже не представляют существенного научного интереса, ни в России, ни за рубежом. Главное основание для приобретения оборудования ВЭЖХ - это поиск новых методов определения соединений в составе продуктов пчеловодства, которые будут представлять научный интерес в области пчеловодства, и позволят использовать результаты исследования в качестве инновационных Российских разработок на мировом уровне. На основании этого, задача Заказчика приобрести оборудование с максимальными возможностями на установленный размер денежных средств.
Четкие характеристики колонок основаны на предварительном изучении их потенциального использования при адаптации методик из других отраслей сельского хозяйства. Например, Заказчик изначально отдавал предпочтение размерам основных колонок 4.6 x 250 мм, так как этот вариант наиболее удобно подходит для разработки универсального метода разделения, так как данный размер обеспечивает прекрасное разрешение и приемлемое время анализа. Использование колонок меньшего диаметра приводит к ощутимому снижению эффективности и снижению воспроизводимости результатов анализа. Также, принципиальным моментом является приобретение колонок и с меньшим диаметром, (а именно 4,6100 мм и 3,0
150 мм) для разработок более экономичного метода исследования дорогостоящих продуктов пчеловодства - маточного молочка, что является актуальным направлением в оптимизации методологий.
Выбор сорбента также изначально обусловлен особенностями химических свойств продуктов пчеловодства, и характеристики частиц являются типичной технической информацией стандартизированных силикагелей. При предварительном исследовании выбора возможного материала для сорбента, было выявлено, что колоночный материал должен обладать достаточной прочностью и жесткостью, развитой однородной поверхностью и узким фракционным составом частиц. Также сорбент не должен вступать в необратимые химические взаимодействия как с компонентами элюента, так и с разделяемой пробой. Этим требованиям отвечает довольно много неорганических и органических материалов, однако, в плане долговременной стабильности свойств сорбента, воспроизводимости его свойств и величины удельной поверхности, были выявлены такие сорбенты, как: силикагель и окись алюминия. Ввиду того что окись алюминия может вступать в реакции с пробами пчелопродуктов, подходящими материалами оказались лишь силикагель. Также следует отметить, что продукты пчеловодства имеют рН от 1,5 до 8 ед.рН, селикагель долговременно эксплуатируется в таких условиях, и является более подходящим сорбентом для проведения их исследований. Данный критерий в ТЗ является принципиальным и необходимым.
Также следует отметить, что задачи исследовательской лаборатории, в отличии от производственной, могут изменяться, в зависимости от государственного задания, которое в свою очередь изменяется в течение нескольких лет. Другими словами, выбор аналитического оборудования в научно-исследовательскую лабораторию подразумевает и возможные дополнительные цели, которые могут сформироваться в процессе последующих исследований.
Таким образом, эти и другие заданные параметры ТЗ для приобретения ВЭЖХ являются принципиальными, и не подлежат иной корректировке, так как составлялись Заказчиком для ведения конкретной и потенциальной исследовательской работы.
Также хочется отметить, что Заявитель ссылается в основном на то, что не указано требуемое количество колонок и прописаны точные требуемые параметры колонок, но в ТЗ написано "Колонка", "комплект", что является точной количественной характеристикой. Точные диаметры и длины колонки, а также точный размер частиц и пор указаны, потому что так требуют методики. Производителей колонок с такими параметрами - большое множество, ограничения конкуренции здесь нет, т.к. колонки - это расходный материал, а не часть прибора, и стоимость колонок в общей стоимости оборудования совсем невелика. Заявитель указывает только на неправильное ТЗ в области колонок, а не прибора".
Изучив представленные сторонами доказательства и доводы, Комиссия приходит к выводу о том, что указание в Техническом задании таких требований, которые отвечают потребностям Заказчика, и при этом соответствуют как минимум двум производителям, не может рассматриваться как ограничение количества участников закупки, поскольку Заказчик не имеет возможности установить требования, которые удовлетворили бы всех потенциальных участников закупки. Отсутствие возможности выполнить те или иные условия закупки у одного хозяйствующего субъекта не свидетельствует об ограничении общего числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При формировании условий закупки заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования организации закупок, направленные на эффективность использования бюджетных средств. Таким образом, заказчик вправе установить требования к качеству, функциональным характеристикам поставляемым товарам, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Из смысла и содержания статьи 33 Закона о ФКС следует, что Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о ФКС потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В связи с изложенным Комиссия пришла выводу, что Заказчиком при описании объекта закупки не включены требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, нарушений положений статьи 33 Закона о ФКС не установлено.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о ФКС, Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ИнтерАналит" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 26 августа 2021 г. N 062/06/33-747/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021