Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области "Комплексный центр социального обслуживания населения N 6" (далее - Заказчик) исх. N 01-12/380 от 13.08.2021 (вх. N 4648 от 13.08.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Энергострой" (далее - Общество, ООО "Энергострой", Подрядчик) (ИНН: 6950243972; адрес: переулок 2-й (элеватор), д.8, кв.3, г.Тверь, 170025) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.03.2021 N 0366200035621000615КЦСОН6 на выполнение работ по ремонту системы электроснабжения (закупка N 0366200035621000615) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
(Заказчик, Общество, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, участие своих представителей в рассмотрении данного дела не обеспечили),
УСТАНОВИЛА:
13.08.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Энергострой" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту системы электроснабжения (закупка N 0366200035621000615) (далее - Электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту системы электроснабжения размещены в единой информационной системе в сфере закупок 25.02.2021 (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 386 908,97 рублей.
26.03.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 1 019 377,82 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту системы электроснабжения по адресу: Тульская обл., Киреевский р-н, урочище "Красный лес", в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к контракту), спецификацией (Приложение N 2 к контракту), техническим заданием (Приложение N 3 к контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом, и графиком выполнения работ (Приложение N 4 к контракту), а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ.
Сроки выполнения работ:
Выполнение работ производится в 1 этап:
- начало работ - с момента заключения контракта.
- окончание работ - в течение 60 (шестидесяти) календарных дней.
Согласно представленным в материалы дела документам и письменным пояснениям Заказчика, в установленные Контрактом сроки Обществом не произведены работы по Контракту.
Из представленной Заказчиком в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
08.04.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо, в котором сообщил о том, что не может приступить к выполнению работ по Контракту в связи с затоплением подвальных помещений по адресу: Тульская обл., Киреевский р-н, урочище "Красный лес".
27.04.2021 Заказчик направил по адресу электронной почты, согласованной в Контракте его сторонами, Подрядчику письмо (исх. N01-12/194), в котором указал на то, что начало выполнения работ по Контракту было отложено на неопределенный срок в связи с подтоплением цокольного этажа в результате таяния снега. По состоянию на 27.04.2021 цокольный этаж подвальных помещений по адресу: Тульская обл., Киреевский р-н, урочище "Красный лес" находится в состоянии, пригодном для начала выполнения работ. Заказчик уведомляет Общество об отсутствии препятствий к началу выполнению работ по Контракту и необходимости приступить к их выполнению в течение трех календарных дней с момента получения уведомления, ответа на которое Заказчику Обществом предоставлено не было.
Поскольку по состоянию на 24.05.2021 Подрядчик не приступил к исполнению обязательств по Контракту, Заказчиком была направлена претензия (исх.N 01-12/240 от 24.05.2021) с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ. Заказчик также в претензии указал на то, что 27.04.2021 Заказчиком было направлено Подрядчику письмо, содержащее информацию об отсутствии препятствий к выполнению работ и необходимости приступить к их выполнению.
В ответ на претензию N 01-12/240 от 24.05.2021 ООО "Энергострой" в письме от 25.05.2021 гарантировало Заказчику приступить к выполнению работ с 05.06.2021 и полностью выполнить работы по Контракту. В этом же письме Подрядчик просил заключить дополнительное соглашение к Контракту о продлении сроков исполнения Контракта по причине затопления объекта (цокольный этаж) и невозможности своевременно приступить к работе.
25.05.2021 в ответ на письмо Общества Заказчик направил Подрядчику проект Дополнительного соглашения N 1 о продлении срока выполнения работ по Контракту на 29 календарных дней (на срок возникших непредвиденных обстоятельств).
Установлено, что сторонами Контракта 25.05.2021 подписано Дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым, срок выполнения работ по Контракту продлен на 29 календарных дней (до 23.06.2021 включительно). Установлен срок действия Контракта - с момента заключения Контракта по 15.08.2021.
18.06.2021 Заказчик направил Обществу претензию (N 01-12/292), в которой сообщил о том, что Общество не представило продленную банковскую гарантию, предусмотренную Дополнительным соглашением N 1, и не приступило к выполнению обязательств по Контракту. Указывает на необходимость выполнения работ, и сообщает о том, что в случае неисполнения обязательств Заказчик будет вынужден расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. Также в указанной претензии Заказчик начислил Подрядчику штрафные санкции за нарушение начального срока выполнения работ по Контракту в размере 1 000 рублей.
22.07.2021 Заказчик направил Обществу уточненную претензию (N 01-12/339), в которой указывает Подрядчику на не предоставление им продленной банковской гарантии и неисполнение им обязанностей по Контракту; требует от Общества уплаты по указанным причинам штрафа в размере 7 000 рублей.
Заказчиком в материалы дела также предоставлено платежное поручение от 29.07.2021 N 80 об оплате Обществом штрафа за неисполнение обязанностей по Контракту в размере 7 000 рублей.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 (тридцать) календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 (тридцать) календарных дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 (тридцать) календарных дней;
- отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчиком не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчиком.
В связи с тем, что ООО "Энергострой" в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 02.07.2021 Заказчиком принято Решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 26.03.2021 N 0366200035621000615КЦСОН6 на выполнение работ по ремонту системы электроснабжения (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 02.07.2021 размещено в единой информационной системе, 02.07.2021 направлено Заказчиком Обществу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по электронной почте.
Из документов, представленных на заседание Комиссии, установлено, что информация (уведомление) о получении Обществом Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного заказным письмом по почте ООО "Энергострой", поступила в адрес Заказчика лишь 03.08.2021, в связи с чем Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Общества о принятом решении дату по истечении тридцати дней с даты размещения указанного решения в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, неисполнение которых послужило основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
ООО "Энергострой" в материалы дела представлены возражения на обращение Заказчика, в которых Общество сообщает следующее.
27.03.2021 ООО "Энергострой" приступило к выполнению работ на объекте, но в связи с затоплением цокольного этажа выполнение работ не представлялось возможным. Общество направило в адрес Заказчика письмо о том, что выполнение работ невозможно и приостановлено на неопределенный срок до устранения Заказчиком затопления на объекте.
25.05.2021 между Заказчиком и Обществом было заключено соглашение о продлении срока выполнения работ по Контракту до 23.06.2021 включительно.
Также в пояснениях Общество указывает, что по настоящее время Заказчиком затопление так и не устранено, следовательно, ООО "Энергострой" приступить к выполнению работ не может. Поясняет, что Заказчик не предъявлял Обществу никаких претензий об одностороннем расторжении Контракта. Сообщает, что ООО "Энергострой" готово приступить к выполнению работ, как только Заказчик предоставит возможность выполнять обязанности по Контракту.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2.в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Общество в установленные Контрактом сроки работы, предусмотренные Контрактом, выполнены не были.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Обществом доказательств выполнения работ в полном объеме и в установленный срок.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Анализ представленных в материалы дела доказательств и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Как было отражено выше и как следует из письменных пояснений Общества, 27.03.2021 ООО "Энергострой" приступило к выполнению работ на объекте, но в связи с затоплением цокольного этажа объекта выполнение работ не представлялось возможным. Общество направило в адрес Заказчика письмо, что выполнение работ невозможно и приостановлено на неопределенный срок до устранения Заказчиком затопления на объекте. Также в пояснениях Общество указывает, что Заказчик не сообщал об устранении затопления, в связи с чем выполнить работы не представляется возможным.
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссией установлено, что в связи с затоплением подвальных помещений по адресу: Тульская обл., Киреевский р-н, урочище "Красный лес", Подрядчик не приступил к исполнению обязательств в предусмотренные Контрактом сроки.
Вместе с тем, 27.04.2021 Заказчик направил по адресу электронной почты, согласованной в Контракте его сторонами, Подрядчику письмо (исх. N01-12/194), в котором указал на то, что начало выполнения работ по Контракту было отложено на неопределенный срок в связи с подтоплением цокольного этажа в результате таяния снега. По состоянию на 27.04.2021 цокольный этаж подвальных помещений по адресу: Тульская обл., Киреевский р-н, урочище "Красный лес" находится в состоянии, пригодном для начала выполнения работ. Заказчик уведомляет Общество об отсутствии препятствий к началу выполнению работ по Контракту и необходимости приступить к их выполнению в течение трех календарных дней с момента получения уведомления.
24.05.2021 Заказчиком была направлена претензия (исх.N01-12/240 от 24.05.2021) с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ, которой среди прочего Заказчик указал, что 27.04.2021 Заказчиком было направлено Подрядчику письмо, содержащее информацию об отсутствии препятствий к выполнению работ и необходимости приступить к их выполнению.
Таким образом, Заказчиком неоднократно сообщалась Обществу информация об отсутствии препятствий к исполнению обязательств по Контракту.
В ответ на претензию N 01-12/240 от 24.05.2021 ООО "Энергострой" в письме от 25.05.2021 гарантировало Заказчику приступить к исполнению работ с 05.06.2021 и полностью выполнить работы по Контракту. В этом же письме Подрядчик просил заключить дополнительное соглашение на продление сроков исполнения Контракта. Вышеуказанное прямо свидетельствует об ознакомлении Общества с содержанием указанной претензии и осведомленности Подрядчика об отсутствии по состоянию на 24.05.2021 препятствий для начала выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
25.05.2021 сторонами Контракта подписано Дополнительное соглашение N 1, которым срок выполнения работ продлен на 29 календарных дней до 23.06.2021 включительно. Срок действия Контракта установлен с момента заключения по 15.08.2021.
Таким образом, утверждение Общества о том, что оно не получало от Заказчика письменных сообщений и информации об устранении затопления подвальных помещений не соответствует обстоятельствам дела и является несостоятельным.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Энергострой" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "Энергострой" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Энергострой" (ИНН: 6950243972; адрес: переулок 2-й (элеватор), д.8, кв.3, г.Тверь, 170025); директор (учредитель (участник)) Лисицина Наталья Александровна, ИНН: 692700549403) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.03.2021 N 0366200035621000615КЦСОН6 на выполнение работ по ремонту системы электроснабжения (закупка N 0366200035621000615).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 20 августа 2021 г. N 071/06/104-702/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021