Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии: |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 4774 от 19.08.2021) на действия администрации муниципального образования г. Ефремов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги биотехнологического кластера г.Ефремова Тульской области (закупка N 0366200035621004358) (далее - Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Из жалобы Общества следует, что установленные в документации об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги биотехнологического кластера г. Ефремова Тульской области (закупка N 0366200035621004358) (далее - конкурсная документация) критерии оценки заявок на участие в конкурсе влекут нарушение норм Закона, а также ущемление прав и законных интересов участников закупки.
В частности, Заявитель указывает, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
Предложение участника закупки подтверждается следующими документами и информацией:
1) копия (копии) заключенного (заключенных) и исполненного (исполненных) контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушения сроков и иных условий по вине участника закупки;
2) копия (копии) документов, подтверждающих факт приемки выполненных работ по строительству, реконструкции линейного объекта;
3) копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
По мнению подателя жалобы, требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса, а также не подтверждает отсутствие у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки.
При таких обстоятельствах Заявитель полагает, что конкурсная документация содержит нарушение норм Закона, а также Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалобы, представили в материалы дела письменные возражения, в которых пояснили, что установленные в конкурсной документации критерии и порядок их оценки обоснованы и разумны, не препятствуют участию в Конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и направлены, прежде всего, на определение в качестве победителя конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в возражениях на жалобу, при этом пояснили, что отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Конкурса, Комиссия пришла к следующим выводам.
Доводы жалобы Общества о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Относительно иного довода жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
Извещение и конкурсная документация 29.07.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена Контракта - 205 476 909,97 рублей.
Контракт по итогам Конкурса Заказчиком не заключен.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона).
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
При этом Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, заключения контракта с единственным поставщиком.
Согласно пункту 4 Правил оценки заявок для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее также квалификация участников закупки).
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
На основании пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
При этом пунктом 11 Правил оценки заявок предусмотрены следующие положения:
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
На основании пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
В части "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" конкурсной документации предусмотрено, что оценка заявок производится с использованием двух критериев оценки заявок (Таблица 1). Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.
Таблица N 1
N п/п |
Критерии оценки |
Величина значимости критерия (показателя),%/ коэффициент значимости критерия (показателя) |
стоимостные критерии оценки | ||
1 |
Цена контракта |
60/0,6 |
нестоимостные критерии оценки | ||
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
40/0,4 |
21 |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
60/0,6 |
22 |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
40/0,4 |
Всего (совокупная значимость критериев): |
100/1,0 |
В пункте 2 вышеуказанной части конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки заявок (предложений), осуществляемый конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта по нестоимостным критериям оценки:
Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее "Квалификация участников" (НЦБi)). Значимость - 40%. Коэффициент значимости критерия - 0,4.
Количество баллов, присуждаемых по критерию "Квалификация участников" (НЦБi) определяется по формуле:
НЦБi = НЦБ1i + НЦБ2i , где
НЦБ1i - количество баллов, присуждаемых по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)";
НЦБ2i - количество баллов, присуждаемых по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
Нестоимостной критерий "Квалификация участников" формируется из 2 показателей.
Информацию, предусмотренную нестоимостным критерием "Квалификация участников", рекомендуется предоставить в форме таблицы N2.
Таблица N2
N п/п |
Номер и дата заключения контракта (договора) |
Предмет контракта |
Наименование заказчика |
Цена контракта (договора), руб. |
Стоимость исполненных обязательств по контракту (договору), руб. |
Реквизиты документов, подтверждающих факт приемки выполненных работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Предложение участника закупки подтверждается следующими документами и информацией:
1) копия (копии) заключенного (заключенных) и исполненного (исполненных) контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушения сроков и иных условий по вине участника закупки;
2) копия (копии) документов, подтверждающих факт приемки выполненных работ по строительству, реконструкции линейного объекта;
3) копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой часть.
Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта(ов) (договора(ов)) в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре).
Под исполненным контрактом также понимается контракт предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, результатом исполнения которого является построенный и введенный в эксплуатацию объект капитального строительства.
В случае если контракт находится на исполнении, но предусматривает очередность строительства нескольких объектов капитального строительства, данный контракт (договор) может предоставляться участником закупки, как подтверждение успешного выполнения работ, при этом по данному контракту оцениваться будут только построенные и введенные в эксплуатацию объекты капитального строительства.
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта(ов) договора(ов).
2.1. Показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)". Значимость - 60%. Коэффициент значимости - 0,6.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с пунктом 23 Правил:
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (НЦБ1i ) определяется по формуле:
НЦБ1i = KЗ х 100 х (Кi / Кmax), где
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,4;
Кi - предложение участника закупки, предложение которого оценивается,
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Оценивается предложение о наибольшей стоимости исполненных контрактов (договоров) исполненных участником закупки, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушений сроков и иных условий по вине участника закупки.
Предложение участника закупки подтверждается документами и информацией, указанными в п. 2 настоящих критериев оценки заявки. Не представление документов и информации оценивается в 0 баллов.
2.2. Показатель "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)". Значимость - 40%. Коэффициент значимости - 0,4.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с пунктом 23 Правил:
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (НЦБ1i ) определяется по формуле:
НЦБ2i = KЗ х 100 х (Кi / Кmax), где
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,4;
Кi - предложение участника закупки, предложение которого оценивается,
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Оценивается предложение о наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) исполненных участником закупки, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушений сроков и иных условий по вине участника закупки.
Предложение участника закупки подтверждается документами и информацией, указанными в п. 2 настоящих критериев оценки заявки. Не представление документов и информации оценивается в 0 баллов.
3. Итоговый рейтинг.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) (ИР) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения):
ИР = ЦБi*0,6 + НЦБi*0,4
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Анализ вышеприведенных положений конкурсной документации показал, что критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев, величины значимости показателей и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в части "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" конкурсной документации в соответствии положениями Закона и Правилами оценки заявок, в том числе с учетом условий, содержащихся в пунктах 11, 27(2), 27(3) Правил оценки заявок.
Рассматривая довод Общества об учете при оценке заявок по показателям нестоимостного критерия "Квалификация участников" только исполненных без неустоек (штрафов, пени) копий (копии) заключенного (заключенных) и исполненного (исполненных) контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушения сроков и иных условий по вине участника закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие сведений о штрафных санкциях является необходимым условием подтверждения успешного опыта выполнения работ и позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а также объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Следует отметить, что установленные Заказчиком требования о выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушения сроков и иных условий по вине участника закупки направлено на оценку контрактов, которые были исполнены без нарушений со стороны именно участника закупки.
Несмотря на практику принятия заказчиками работ, исполненных по контрактам, в ходе которых были выявлены нарушения со стороны подрядчика, стоит учитывать, что подобные нарушения однозначно являются случаями неисполнения условий, установленных контрактом, и, как следствие, подтверждают невозможность участника закупки исполнить принятые на себя обязательства в установленные сроки, с установленным качеством и установленными условиями.
Кроме того, необходимо отметить, что конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом Конкурсе, как отсутствие у них в составе заявки исполненных без неустоек (штрафов, пени) копий (копии) заключенного (заключенных) и исполненного (исполненных) контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, без нарушения сроков и иных условий по вине участника закупки.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями. Исходя из приведенных положений Закона и Правил оценки заявок, заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.
Опыт выполнения соответствующих работ претендентом на заключение контракта без нарушения сроков и иных условий исполненных им контрактов (договоров), допущенных по вине самого участника закупки, позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки, по мнению Комиссии, является обоснованным, позволяющим объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Предусмотренные в конкурсной документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Следует отметить, что у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемый критерий ограничил конкуренцию, либо не позволил кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в Конкурсе.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанный критерий и показатель для его оценки соответствуют требованиям Закона и Правил оценки заявок.
С учетом изложенного, доводы жалобы Общества Комиссия признает необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает доводы общества с ограниченной ответственностью "Джули" о нарушении администрацией муниципального образования г. Ефремов положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (вх. N 4774 от 19.08.2021) на действия администрации муниципального образования г. Ефремов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги биотехнологического кластера г. Ефремова Тульской области (закупка N 0366200035621004358) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25 августа 2021 г. N 071/06/105-728/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021