Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ": М.Н. Цыплаковой, М.З. Сорокиной,
ООО "Фин Групп": А.И. Задорникова,
рассмотрев жалобу ООО "Фин Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на помпы инфузионной для нужд ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" (Закупка N 0373200026121000184) (далее - Аукцион), в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/48337/21 от 12.08.2021, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком не исполнено надлежащим образом ранее выданное предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делуN077/06/106-9993/2021 от 15.06.2021.
Согласно п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
15.06.2021 по делу N 077/06/106-9993/2021 Комиссией Московского УФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, по результатам рассмотрения которой принято решение о признании жалобы обоснованной, в связи с чем Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которому Заказчик обязан, в том числе:
"3. привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 15.06.2021 по делу N077/06/106-9993/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.07.2021 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru".
В соответствии с мотивировочной частью решения по делу N077/06/106-9993/2021 от 15.06.2021 установлено, что Заказчиком установлены неправомерные требования по п. 1.3 "Внутреннее устройство изделия: эластомерная камера из полиизопрена: Наличие", п. 1.6 "Шкала уровня наполнения помпы с ценой деления следующего значения, мл: 25", влекущие возможность поставки товаров единственного производителя Левентон, Испания.
В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 30.07.2021 внесены изменения в аукционную документацию, при этом вышеуказанные нарушения Заказчиком не устранены. Так в составе технического задания указано п.1.3 "Внутреннее устройство изделия: эластомерная камера из полиизопрена: Наличие", п.1.6 "Шкала уровня наполнения помпы с ценой деления следующего значения, мл: не более 25", что очевидно указывает не неисполнение надлежащим образом требований обязательного для исполнения предписания по делу N077/06/106-9993/2021 от 15.06.2021.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации установлены противоречивые коды закупаемых товаров, а именно в извещении о проведении электронного аукциона 30.07.2021 NИИ1 выбран код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", при это в соответствии с техническим заданием Заказчиком закупаются насосы инфузионные эластомерные, выбран код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- КТРУ) 32.50.50.190-00000953 "Насос инфузионный эластомерный", что вводит участков закупки в заблуждение.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Комиссией Управления установлено, что закупаемые товары согласно технической части документации отнесены Заказчиком к коду КТРУ 32.50.50.190-00000953, при этом в соответствии с извещением и информационной картой документации Заказчиком закупаются товары, относящиеся к коду ОКПД2 32.50.13.190.
Комиссия Управления отмечает, что согласно требованиям ст.33, ст.42 Закона о контрактной системе положения аукционной документации должны быть единообразными и не допускать двоякого трактования или разночтений, что в данном случае Заказчиком не исполнено.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить правомерность установления и выбора различных кодов закупаемых товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя в технической части аукционной документации Заказчик при описании товара, подлежащего поставке по п. "Насос инфузионный эластомерный", указал требования, совокупности которых соответствует товар единственного производителя "Левентон С.А.У." (Испания).
Так например, ограничивающими характеристиками являются: п.1.3 "Внутреннее устройство изделия: эластомерная камера из полиизопрена: Наличие", п 1.11 "Встроенный в инфузионную линию капиллярный элемент: Наличие", п. 1.13 "Пористость инфузионного фильтра, _m: Не более 1,2", п. 1.14 "Самовентилирующийся фильтр, _m: Не более 0,2".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено надлежащих возражений, опровергающих доводы Заявителя, а именно указывающих на тот факт, что совокупности требований, установленных к товару соответствует продукция иного производителя, помимо указанного в жалобе.
Комиссия Управления отмечает, что при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно такого товара, характеристики которого указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться предположениями, при этом такое обоснование должно содержаться в составе аукционной документации.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений документации.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчику направлен запрос на дачу разъяснений положений аукционной документации, содержащий следующую информацию: "Просим Заказчика дать разъяснения относительно следующих положений документации к извещению N 0373200026121000184
1. В п. 1.8 Технического задания указано:
Скоростные режимы инфузии следующих значений, мл/час: 2-4-6-8.
Просим разъяснить, будут ли приняты к поставке помпы со скоростью от 2 до 14 мл/ч с шагом в 2 мл/ч, или Заказчику требуются помпы только со скоростными режимами, указанными в ТЗ? Также просим внести изменения в данный пункт, указать значения "от 2 до не менее 8".
Это позволит предложить к поставке помпы с большим диапазоном скоростей, нежели указано с ТЗ, без ущерба потребностям Заказчика.
2. Документация данной закупки была предметом рассмотрения в ФАС. Решением Московского УФАС по делу N 077/06/106-9993/2021 от 15.06.2021 в действиях Заказчика было выявлено нарушение ч.3 ст.29, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В частности, было признано, что в извещении и в документации закупки неверно применен код ОКПД2 объекта закупки (32.50.13.190 вместо 32.50.50.190), совокупности установленных Заказчиком требований к товару по позиции технического задания "Насос инфузионный эластомерный" соответствует товар единственного производителя, а именно фирмы производителя Левентон, Испания.
Было выдано предписание привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решения от 15.06.2021 по делу N 077/06/106-9993/2021.
Несмотря на это, изменения в код ОКПД2 внесены не были, а новое техническое задание практически дословно повторяет предыдущее, оспоренное в ФАС.
Совокупности требований ТЗ по-прежнему соответствует товар единственного производителя - Левентон, Испания.
На это указывают следующие признаки:
1) пункт 1.5 в сочетании с пунктом 1.9 ограничивает номинальный объем
наполнения камеры значением 250 мл;
2) пункт 1.6 Шкала уровня наполнения помпы с ценой деления не более 25 - имеется
только у помпы производства Левентон;
3) пункт 1.11 Встроенный в инфузионную линию капиллярный элемент - имеется только у помпы производства Левентон;
4) пункты 1.13 и 1.14 - 2 фильтра (с диаметром пор не более 1,2 мкм и не более 0,2 мкм) имеется только у помпы производства Левентон;
5) пункт 1.3 - эластомерная камера из полиизопрена имеется только у помп производства Левентон и Нипро. Учитывая, что помпы Нипро не соответствуют ряду требований ТЗ, это служит серьезным ограничением.
В целях устранить нарушение Закона о контрактной системе, предлагаем внести в аукционную документацию ряд изменений:
1) пункт 1.3 изложить в редакции: Внутреннее устройство изделия: эластомерная камера из химически инертного материала.
2) пункт 1.6 исключить как избыточное требование. Шкала уровня наполнения помпы имеется на помпах всех производителей.
3) пункт 1.8 изложить в редакции: Скоростные режимы инфузии следующих значений, мл/час: от 2 до не менее 8.
4) пункт 1.9 изложить в редакции: Максимальный период времени использования, дни: не менее 5.
5) пункт 1.11 исключить как избыточное требование. Капиллярный элемент, который обеспечивает стабильную скорость инфузии, есть у других производителей МИП, только в другом техническом исполнении: капилляр (капиллярный элемент) встроен в переходник Луер-Лок разъема, расположенного на конце инфузионной линии и выполняет требуемую заказчиком функцию - выравнивает/стабилизирует заданную скорость инфузии перед тем, как препарат поступит в кровеносное русло пациента. Тем самым обеспечивает необходимый скоростной режим инфузии.
6) пункт 1.14 (Самовентилирующийся фильтр) исключить как избыточный, имеющийся у единственного производителя.
В случае, если Заказчик не примет меры к устранению нарушений Закона о контрактной системе, ранее подтвержденных решением ФАС, мы будем вынуждены вновь обратиться в ФАС с жалобой на положения аукционной документации".
Вместе с тем Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 06.08.2021 опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 06.08.2021 NРД2, при этом состав данного документа дословно дублирует разъяснения от 07.06.2021 NРД1 данные Заказчиком и не отвечают по существу вышеуказанного запроса.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом и пояснил, что данное нарушение явилось следствием технической ошибки, допущенной при формировании разъяснений положений аукционной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Фин Групп" на действия ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42, ч.4 ст.65, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Московского УФАС России материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Э.З. Гугава
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 августа 2021 г. N 077/06/106-14332/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021