Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ООО "Медотходы": Звездова А.С. (доверенность от 22.01.2021 N22/12),
ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве": Хрюкиной Н.С. (доверенность от 04.06.2021 N26),
рассмотрев жалобу ООО "Медотходы" (далее - Заявитель) действия ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" из структурных подразделений ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" в 2022 г. (Закупка N 0373100084421000211) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.08.2021 N ЕИ/49483/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе своей жалобы Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, признание его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.08.2021 N0373100084421000211-3 заявка Заявителя (номер заявки 6) признана несоответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе на следующем основании: "п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ - непредставление документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе: Участник закупки в составе своей заявки не предоставил копию действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с перечнем работ, составляющих деятельность по утилизации, согласно требованиям Заказчика указанных в подпункте 2.3 пункта 24 Информационной карты документации об электронном аукционе".
В соответствии с п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно с ч.3 ст.64 документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" из структурных подразделений ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" в 2022 г.
В соответствии с п.12 Информационной карты аукционной документации, участники закупки должны обладать, в том числе, действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в соответствии с п. 30 ст. 12 Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности").
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.2.3 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки должна содержать, в том числе "копию действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с перечнем работ, составляющих деятельность по сбору, транспортировке, утилизации".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе второй части заявки Заявителя приложена копия лицензии N 077 444 от 20.06.2016 на осуществление следующих видов деятельности: Сбор отходов I класса опасности, Сбор отходов II класса опасности, Сбор отходов III класса опасности, Сбор отходов IV класса опасности, Транспортирование отходов III класса опасности, Транспортирование отходов I класса опасности, Транспортирование отходов IV класса опасности.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления установлено, что представленная в составе заявки Заявителя лицензия N 077 444 от 20.06.2016 не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку не содержит в своем составе деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I - IV классов опасности.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с п. 5.3.4 проекта государственного контракта Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - субпоставщиков, ввиду чего в составе заявки Заявителем представлена копия договора, заключенного с ООО "ПАНТЕОН", на термическое обезвреживание (сжигание) отходов, поскольку данное лицо будет привлечено в качестве соисполнителя для оказания лицензируемых услуг, которые не отражена в лицензии ООО "Медотходы".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что установленные в составе документации в соответствии с положениями ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки о наличии действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности распространяются исключительно на самих участников закупки, которые в качестве подтверждения возможности оказания лицензируемых услуг прикладывают в составе заявки копию лицензии, выданной участнику закупки, так например в данном случае ООО "Медотходы". При этом представление в составе заявки информации об иных лицах, которые вправе оказывать иные лицензируемые услуги, не отраженные в составе собственной лицензии участника закупки, не могут подтверждать соответствие такого участника закупки требованиям ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и положениям аукционной документации.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и что решение аукционной комиссии Заказчика в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации, Закону о контрактной системе по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов, является правомерным и не противоречит Закону о контрактной системе.
2. Также в составе своей жалобы Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, признание заявки иного участника, а именно ООО "СИС-НР" соответствующей, поскольку лицензия, приложенная участником в составе своей заявки, не соответствует требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе второй части заявки ООО "СИС-НР" содержится лицензия N 050 107 от 30.10.2017 на осуществление следующих видов деятельности: Сбор отходов I класса опасности, Сбор отходов II класса опасности, Сбор отходов III класса опасности, Сбор отходов IV класса опасности, Транспортирование отходов III класса опасности, Транспортирование отходов IV класса опасности, Обезвреживание отходов I класса опасности, Обезвреживание отходов II класса опасности, Обезвреживание отходов III класса опасности, Обезвреживание отходов IV класса опасности, Утилизация отходов I класса опасности, Утилизация отходов II класса опасности.
На заседании Комиссии Управления установлено, что представленная в составе заявки Заявителя лицензия N 050 107 от 30.10.2017 не соответствует требованиям аукционной документации.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией Заказчика не исполнены обязанности по проверке второй части заявки ООО "СИС-НР", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в результате внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии у участников закупки лицензии на обработку и размещение отходов I-IV классов опасности наряду со сбором и транспортированием отходов I-IV классов опасности, а также предоставление такой лицензии в составе второй части заявки, поскольку для участия в закупочной процедуре достаточно лицензии на сбор и транспортирование, а для обработки и размещения отходов I-IV классов опасности возможно нанять субподрядную организацию (полигон), поскольку участник закупки осуществляет сбор и транспортирование отходов, а объект размещения отходов осуществляет остальные действия по их обработке и размещению.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ:
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Исходя из вышеуказанного определения следует, что сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, либо сбор отходов - прием отходов в целях размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Таким образом, прием отходов для дальнейшего их обращения иным лицом, уполномоченным на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, либо для самостоятельного совершения вышеперечисленных действий - это сбор отходов
При этом п. 2. Технического задания определено, что Исполнитель должен предоставлять Заказчику документацию, подтверждающую факт обезвреживания медицинских отходов класса "Г" специализированным предприятием Исполнителя.
Согласно ч. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" при выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности:
- обработка твердых коммунальных отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала материального ресурса;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала энергетического ресурса;
- обезвреживание твердых коммунальных отходов;
- захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, для осуществления вывоза отходов с объекта такие отходы необходимо принять и перевезти на законном основании, то есть исполнитель осуществляет сбор и транспортирование отходов, а объект размещения отходов (полигон) осуществляет остальные действия по обработке и размещению отходов.
Комиссия Управления отмечает, исходя из установленных Заказчиком требований к участникам закупки, в закупке могут принять участие исключительно полигоны, так как только на них допускается обработка и размещение отходов.
В то же время полигон, не обладающий лицензией на сбор и транспортирование, не сможет привлечь на субподряд организацию с такой лицензией, поскольку именно организация осуществляющая сбор и транспортировку отходов взаимодействует непосредственно с Заказчиком (то есть вывозит мусор), при этом при обработке и размещении отходов взаимодействие с Заказчиком не осуществляется.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч.6 ст.31 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, поскольку установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на обработку и размещение отходов IV класса опасности, а также предоставление такой лицензии в составе второй части заявки, является неправомерным и влечет за собой ограничение количества участников закупки, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медотходы" на действия ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" обоснованной в части неправомерного признания заявки ООО "СИС-НР" соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика, Заказчика нарушения ч.6 ст.69 , ч.6 ст.31 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Э.З. Гугава
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 августа 2021 г. N 077/06/106-14636/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021