Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ": М.С. Токаренко,
ИП Горшков Е.С.: В.В. Штыряева,
рассмотрев жалобу ИП Горшков Е.С. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вытяжной вентиляции в помещениях ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" в 2021-2022 годах (Закупка N 0373200583121000067) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия
(бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.08.2021 NЕИ/50085/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, поскольку объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что документация о конкурсе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого конкурса.
В соответствии п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что в п.22.2 Информационной карты Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
"1. Согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2. Наименование страны происхождения товара
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном конкурсе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме" (а также иные сведения, предусмотренные указанной формой). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном конкурсе в случае отсутствия в документации об электронном конкурсе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном конкурсе.
4. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе первой части заявки, поскольку техническая часть документации не содержит указания на поставку каких-либо товаров (материалов), а также порядок приема-передачи таких товаров. Так, необходимые к оказанию услуг товары определены в соответствии со сметной документацией, исходя из положений Технического задания, в частности Приложения N 11 к Техническому заданию, устанавливающего перечень расходных материалов, планируемых к использованию при оказании услуги.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках рассматриваемой закупки наряду с выполнением работ с использованием расходных материалов осуществляется также поставка товаров, которые впоследствии переходят Заказчику и будут им приняты к бухгалтерскому учету, полный перечень которых установлен в таблице "Товары, поставляемые при оказании услуг", при этом требования о необходимых характеристиках таких товарах, которые должны быть представлены в первой части заявки установлены в таблице "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме".
В подтверждение своей позиции о том, что в рамках данной закупки поставляется товар Заказчик пояснил, что п. 3.1 проекта контракта описывает условия поставки и оплаты товаров, а также к участникам закупки установлены условия допуска, предусмотренные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, руководствуясь порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в единой информационной системе размещена информация о невозможности применения данного постановления.
На основании изложенного, по мнению Заказчика, в аукционной документации однозначно отражены требования о поставляемых в рамках данной закупки товарах, порядок их приема-передачи, что позволяет Заказчику устанавливать требования о конкретных показателях в соответствии с ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что таблица "Товары, поставляемые при оказании услуг", а также форма "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме", на которые ссылается Заказчик, размещены в файле, поименованном в единой информационной системе как "Обоснование невозможности соблюдения 878-ПП РФ", что в силу законодательства о контрактной системе содержит в себе иные условия проведения закупочной процедуры, и, в свою очередь, не является ни приложением к Техническому заданию, ни неотъемлемой частью проекта контракта.
Комиссия Управления отмечает, что положения документации должны быть сформированы единообразно и не должны допускать двоякого толкования тех или иных требований.
На основании вышеизложенного, а также с учетом всех обстоятельств дела, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч.4 ст.54.4, п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, так, например, по п.2, 10, 16 установленные требования являются нестандартными и излишне детализированными, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в конкурсе и может привести к ограничению количества участников в конкурсе.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения, указывающие на то, почему, по мнению Заявителя, оспариваемые требования являются излишне детализированными, а также свидетельствующие о том, что требования к вышеуказанным товарам могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также Заявитель обжалует неправомерное использование Заказчиком кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 41.20.20.290 "Техническое обслуживание системы вентиляции и кондиционирования здания", а также способ определения поставщика - открытый конкурс, поскольку, по мнению Заявителя, под данный предмет закупки подходит код ОКПД2 33.12.18.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования".
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Аукционный перечень).
Таким образом, при избрании способа определения поставщика определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь, соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
В настоящем случае, согласно Извещению о проведении закупки, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем вытяжной вентиляции в помещениях ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" в 2021-2022 годах, при этом Заказчиком избран способ проведения закупочной процедуры в форме открытого конкурса и выбран код ОКПД 2 41.20.20.290 "Техническое обслуживание системы вентиляции и кондиционирования здания".
Выбор конкретного кода по ОКПД2 основан на оценке подлежащих описанию требуемых услуг, а процесс описания услуг связан с полнотой и достоверностью сведений об услугах (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение для классификации услуг имеет их разграничение (критерии разграничения) по позициям ОКПД2 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что согласно ч. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. В данном перечне, в том числе содержатся следующие виды работ, услуг:
- ОКПД2 33.12.18 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования.
Вместе с тем в Техническом задании, указан перечень услуг/работ, которые будут оказываться в рамках заключаемого контракта, и данные услуги/работы содержатся в Перечне работ Распоряжения Правительства РФ N 471-р.
Таким образом, по мнению Заявителя, закупка указанных услуг/работ должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при выборе СПГЗ "Техническое обслуживание системы вентиляции и кондиционирования здания" в системе ЕАИСТ коды ОКПД2 и КПГЗ подтягиваются автоматически. Тем самым код закупки был сформирован в системе ЕАИСТ, что не может ограничивать участников закупки.
Для данной закупки Заказчиком выбран код Классификатора предметов государственного заказа (далее - КПГЗ) 03.07.01.01.03.03 - "Услуги/обслуживание техническое, содержание и текущий ремонт/обслуживание техническое, содержание и текущий ремонт объектов капитального строительства и территорий/обслуживание техническое текущий ремонт зданий/обслуживание техническое и текущий ремонт инженерных коммуникаций в зданиях и сооружениях/обслуживание техническое и текущий ремонт инженерных коммуникаций в зданиях" (указан в п. 1.2 Технического задания), который полностью соответствует предмету закупки, наиболее точно отражает характер требуемых к оказанию услуг.
Кроме того, наименования позиций Справочника предметов государственного заказа (указаны в п. 1.3 и Приложении 1 к Техническому заданию), подчиненные вышеуказанному коду КПГЗ, соответствуют предмету закупки - Техническое обслуживание системы вентиляции и кондиционирования здания.
Тем самым типовое техническое задание в полной мере отражает потребность Заказчика в требуемых к закупке услугах. Способ определения исполнителя в виде открытого конкурса в электронной форме выбран ввиду того, что код ОКПД2 41.20.20.290 не включен в Перечень N471-р.
Вместе с тем в силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД 2 объекту закупки, а также не представлены доказательства, что у Заказчика отсутствуют правовые основания для проведения указанной закупки путем открытого конкурса.
Между тем Комиссия Управления также отмечает.
Главой 6 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу п.2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных Законом о контрактной системе информации и документах, не подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
В силу ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о контрактной системе обеспечивает, в том числе контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
Согласно ч.2 ст.4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.4 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила) единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок.
В соответствии с пунктом 6 Правил Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В связи с вышеуказанным, доводы Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 Комиссией Управления не рассматривается.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Горшков Е.С. на действия ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" обоснованной в части формирования требований к составу первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.54.4, п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии: П.А. Ступченко
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2021 г. N 077/06/106-14801/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021