Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
|
|
Члены Комиссии: |
- Новоселов В.И. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок |
|
|
|
- Михайлова А.А. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|
|
В присутствии представителей:
от заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области:
- Никулина Юлия Олеговна (представитель по доверенности);
- Пестова Любовь Александровна (врио руководителя, приказ);
от участника закупки - ИП Шурко Наталья Федоровна: представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Шурко Наталья Федоровна и материалы дела N027/06/69-1117/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Шурко Наталья Федоровна (далее - ИП Шурко Н.Ф., Заявитель) на действия заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов (извещение N 0122100004021000025 от 30.07.2021).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, выразившимся в неправомерном признании заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122100004021000025 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 30.07.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 500 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 30.07.2021 15:25 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 09.08.2021 23:59 (МСК+7).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, закупка осуществляется с учетом невозможности определения заказчиком объема подлежащих выполнению работ, оказываемых услуг.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11.08.2021 N0122100004021000025-3 заявка ИП Шурко Н.Ф. признана несоответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию:
- "на основании п.2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ В соответствии с п. 9 аукционной документации участник закупки должен соответствовать требованиям Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 (в силу п. 1 ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" вышеуказанные ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при утилизации биологических отходов). Во 2 части заявок участник закупки предоставляет копию ветеринарного заключения или иного документа, свидетельствующего о том, что участник закупки, осуществляющий деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией биологических отходов имеет ветеринарно-санитарные, технические и технологические условия для осуществления такой деятельности. Более того, возможность привлечения соисполнителей для исполнения государственного контракта не исключает необходимость наличия вышеуказанного документа у участника закупки".
Не согласившись с принятым аукционной комиссией заказчика решением, ИП Шурко Н.Ф. обратилась в Хабаровское УФАС России с жалобой, указывая на неправомерное признание заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, согласно которому заказчик полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/69-1117/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу положений ст.ст. 63, 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки подлежат обязательному отражению в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации.
В рассматриваемом случае извещение, аукционная документация содержит требование к участникам закупки, а именно:
"Соответствие требованиям Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 (в силу п. 1 ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" вышеуказанные ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при утилизации биологических отходов) - предоставление копии ветеринарного заключения или иного документа, свидетельствующего о том, что участник закупки, осуществляющий деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией биологических отходов имеет ветеринарно-санитарные, технические и технологические условия для осуществления такой деятельности".
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, в составе заявки на участие в закупке участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия заказчика проверяет заявку участника закупки на соответствие требованиям аукционной документации.
В рассматриваемом случае аукционная документация содержала обязанность предоставления участником закупки копии ветеринарного заключения или иного документа, свидетельствующего о том, что участник закупки, осуществляющий деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией биологических отходов имеет ветеринарно-санитарные, технические и технологические условия для осуществления такой деятельности.
Материалами дела подтверждается, что ИП Шурко Н.Ф. представила в составе заявки на участие в закупке договор аренды на 01.08.2021, заключенным с ИП Вонти О.Э., ветеринарное удостоверение N227008105 от 06.08.2021, выданное в отношении ИП Вонти О.Э.
Соответствующих документов непосредственно в отношении ИП Шурко Н.Ф. не представлено.
Как разъяснено в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия соответствующих документов у участников закупки.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика, действуя на основании требований аукционной документации, правомерно приняла решение о признании заявки ИП Шурко Н.Ф. несоответствующей требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, в ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Из положений ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требования к участникам закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, допустимо к предъявлению исключительно в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов. Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок дополнительные требования к участникам закупки на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов, в том числе о наличии каких-либо ресурсов, необходимых для исполнения контракта, не предъявляются.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе неправомерно предъявлено требование к участникам закупки о предоставлении копии ветеринарного заключения или иного документа, свидетельствующего о том, что участник закупки, осуществляющий деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией биологических отходов имеет ветеринарно-санитарные, технические и технологические условия для осуществления такой деятельности.
Доводы заказчика о необходимости предъявления таких требований, обусловленных объектом закупки, отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон РФ N4979-1) ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Закона РФ N4979-1 ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Ветеринарными правилами не могут закрепляться полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливаться обязанности физических лиц и юридических лиц получать разрешения, аккредитации, аттестации, заключения и иные акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также не могут устанавливаться требования о направлении уведомлений или иной информации в указанные органы и организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 2.1 Закона РФ N4979-1).
Особенности оказания услуг по вывозу и утилизации биологических отходов предусмотрены Приказом Министерства сельского хозяйства российской федерации от 26.10.2020 N 626 "Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов" (далее - Правила N626), согласно которым ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов (п. 1 Правил).
Согласно п. 1 Правил N626 биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
Устанавливая непосредственные требования к процедуре перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, Правила N626 не предусматривают обязанности физических лиц и юридических лиц получать разрешения, аккредитации, аттестации, заключения и иные акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также не могут устанавливаться требования о направлении уведомлений или иной информации в указанные органы и организации.
Запрет на установление соответствующих требований предусмотрен ч. 4 ст. 2.1 Закона РФ N4979-1.
В свою очередь Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N4979-1 "О ветеринарии" не содержит специальных требований к физическим лицам и юридическим лицам о получении разрешений, аккредитаций, аттестаций, заключений и иных акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе не предусматривает обязанности по получению ветеринарного заключения или иного документа, свидетельствующего о том, что участник закупки, осуществляющий деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией биологических отходов имеет ветеринарно-санитарные, технические и технологические условия для осуществления такой деятельности.
Таким образом, заказчиком, установившем требования о наличии у участника закупки ветеринарного заключения или иного документа, свидетельствующего о том, что участник закупки, осуществляющий деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией биологических отходов имеет ветеринарно-санитарные, технические и технологические условия для осуществления такой деятельности, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шурко Наталья Федоровна на действия заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов (извещение N 0122100004021000025 от 30.07.2021)- необоснованной.
2. Признать заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
Члены Комиссии: |
Новоселов В.И. |
|
Михайлова А.А. |
Исп. Новоселов В.И.
(4212) 30-68-93
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 августа 2021 г. N 7-1/410
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021