Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "ДЖУЛИ" на положения документации открытого конкурса электронного аукциона на выполнение работ по объекту капитального строительства: Локальные очистные сооружения поверхностных стоков (ЛОСПС) и напорный коллектор ливневой канализации (от ЛОСПС до точки сброса) особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (номер извещения: 0457000000221000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2021 Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту капитального строительства: Локальные очистные сооружения поверхностных стоков (ЛОСПС) и напорный коллектор ливневой канализации (от ЛОСПС до точки сброса) особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (номер извещения: 0457000000221000005).
Извещение N 0157300021021000140 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 20.07.2021 16:54.
Начальная (максимальная) цена контракта - 233 062 931,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 20.07.2021 16:54.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
13.08.2021 (вх. N804-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 20.08.2021 года в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 804-з).
1. В соответствии с Правилами (ПП 1085) по Критерию N 2 Заказчиком должны оцениваться контракты(договора) у Участника конкурса на выполнение работ по строительству, реконструкции линейных объектов капитального строительства. При этом Заказчик дополнил данное положение следующими нерегламентированными Законом и Правилами условиями: "по строительству, реконструкции объектов капитального строительства: очистные сооружения."
2. Заказчик нарушил требования Порядка и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе по причине установлении требования о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
3. Заказчиком, в нарушении действующего законодательства, установлен порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с НМЦК не менее 25% настоящей закупки. Таким образом, весь остальной, имеющийся у него опыт, участник не может подтвердить в связи с незаконным порядком оценки. Конкурсной документации установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки, при установленных данных Показателях (25% НМЦК настоящей закупки).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения вх. N 1553-р от 19.08.2021, в материалах дела):
1. Указание заказчиком на конкретный вид объекта строительства обусловлено спецификой назначения объекта.
2. Требования к исполненным контрактам (договорам) установлены в документации в соответствии с потребностью Заказчика исходя из особенностей выполняемых работ, с учетом объемов и видов указанных работ, что позволяет выявить лучшие условия, предлагаемые участниками закупки в качестве сопоставимых.
3. Документы и информация, представляемые в подтверждение квалификации участника закупки, применяются в целях оценки заявок и не учитываются при принятии решения о допуске (об отказе в допуске) участника закупки к участию в открытом конкурсе, т.е. не являются требованиями, предъявляемыми к участнику закупки. При отсутствии информации по соответствующему показателю и (или) при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью (при наличии) участника закупки, такой заявке по соответствующему показателю выставляется 0 баллов.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 ФЗ Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно подпункта "а" пункта 27 (3) Правил лля оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько контрактов (договоров), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
В соответствии с документацией открытого конкурса объектом строительства является "Строительство объекта капитального строительства: Локальные очистные сооружения поверхностных стоков (ЛОСПС) и напорный коллектор ливневой канализации (от ЛОСПС до точки сброса) ОЭЗ ППТ "Моглино"".
Пунктом 6.1 раздела 6 Инструкции для участников закупки установлен что, для оценки заявок по показателям "общее количество исполненных контрактов (договоров)", "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" учитываются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства: очистные сооружения.
Таким образом, включение в документацию "по строительству, реконструкции объектов капитального строительства: очистные сооружения" не противоречит требованиям законодательства и не коим образом не создает ограничений для участников закупки.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 ФЗ Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункта "б" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта.
Изучив конкурсную документацию (номер извещения: 0457000000221000005) Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 6.1 раздела 6 Инструкции для участников закупки при оценке предложений учитываются исполненные контракты (договоры), в том числе договоры (контракты) субподряда, в случае если такие договоры (контракты) указаны в реестре контрактов и реестре договоров, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней). При этом стоимость каждого из представленных контрактов (договоров) должна составлять не менее 25 процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится закупка.
Как следует из объяснений Заказчика, требование, согласно которому оценке подлежат контракты, договоры, исполненные участником закупки в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) установлено в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта, составлено в соответствии с Правилами и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая, что целью установления порядка оценки является выявление более квалифицированного участника, в последующем подрядчика, позволяющее конкурсной комиссии Заказчика выявить лучшие предложения исполнения муниципального контракта, то использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, а направлены, прежде всего, согласно пояснениям Заказчика, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Таким образом, действия Заказчика в части установления в конкурсной документации критерия оценки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" и подтверждением данного опыта выполнения работ предоставлением контрактов, договоров, исполненные участником закупки в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), не противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и Правил.
Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих обоснованность своих доводов.
Более того, согласно сведениям единой информационной системы Заявитель не имеет контрактов, в ЕИС не зарегистрирован.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно частям 1, 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
В силу пункта 4 Постановления Правительства N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Постановления Правительства N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Изучив конкурсную документацию (номер извещения: 0457000000221000005) Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 6.1 раздела 6 Инструкции для участников закупки предметом оценки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", установлено следующее:
При оценке предложений учитываются исполненные контракты (договоры), в том числе договоры (контракты) субподряда, в случае если такие договоры (контракты) указаны в реестре контрактов и реестре договоров, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней). При этом стоимость каждого из представленных контрактов (договоров) должна составлять не менее 25 процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится закупка.
Количество баллов, присваиваемых i-ой заявке по показателю "общее количество исполненных контрактов (договоров)", C2i определяется по следующей шкале оценки:
1) При отсутствии договоров (контрактов) или информации по данному показателю |
0 баллов |
2) 1 договор (контракт) |
20 баллов |
3) От 1 до 3 договоров (контрактов) включительно |
40 баллов |
4) От 4 до 5 договоров (контрактов) включительно |
60 баллов |
5) 6 и более договоров (контрактов) |
100 баллов |
Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых i-ой заявке по показателю "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)"
определяется по формуле:
C3i = (Di / D max) х100,
где:
Di - наибольшая цена одного из исполненных договоров (контрактов), предложенная в i-ой заявке, выраженная в рублях;
Dmax - максимальное предложение по наибольшей цене одного из исполненных договоров (контрактов), сделанных участниками закупки, выраженное в рублях.
Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.
В силу части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 6.1. "Инструкция для участников закупки" конкурсной документации (далее - Инструкция) рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки "цена контракта" определяется по конкретной формуле и с начислением определенного количества баллов также по конкретной формуле.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом довод Заявителя о ненадлежащем установлении Заказчиком порядка оценки по Показателям нестоимостного критерия, а именно в том, что Контракты (договора) должны быть исполнены не позднее чем за 5 (пять) лет и стоимость каждого из представленных контрактов (договоров) должна составлять не менее 25 процентов начальной (максимальной) цены договора до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 августа 2021 г. N 060/06/54.3-500/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021