Резолютивная часть решения оглашена "17" августа 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" августа 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" - _
Комитета государственного заказа Тамбовской области - _
общества с ограниченной ответственностью "РЦИБ" - _
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЦИБ" (далее - Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200003021002430 на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 30.07.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021002430 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 650 000,00 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор".
Общество с ограниченной ответственностью "РЦИБ", считая документацию Конкурса несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
В ходе рассмотрения настоящего дела, в целях дополнительного изучения материалов дела, объявлялся перерыв до 17.08.2021 до 13 часов 15 минут.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что установленный Заказчиком в проекте контракта срок оказания услуг по контракту не соответствует действующему законодательству в области обеспечения транспортной безопасности, а также создает конкурентные преимущества одних участников перед другими.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В пункте 1.1 проекта контракта установлено следующее: "Исполнитель обязуется провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), указанных в Перечне объектов транспортной инфраструктуры, представленных для оказания услуг (далее - Перечень) (Приложение N 1 к техническому заданию) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием на оказание услуг (далее - Техническое задание) (Приложение N 1 к настоящему Контракту), требованиями действующего законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ дорожного хозяйства Российской Федерации, в полном объеме, в сроки, установленные настоящим Контрактом и направить полученные результаты в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) (далее - Компетентный орган) на утверждение
После утверждения - представить Заказчику.
Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги Исполнителю по настоящему Контракту.
Результатами оказания услуг по Контракту являются утвержденные Компетентным органом отчеты об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, указанных в Перечне и заверенные гербовой печатью".
Согласно пункту 1.2 проекта контракта установлено, что услуги, указанные в пункте 1.1. настоящего Контракта, должны быть выполнены Исполнителем в течение 30 дней (с утверждением в компетентном органе) с момента подписания настоящего контракта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87 утвержден порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Приказ N87).
В соответствии с пунктом 5 Приказа N87 срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
В пункте 8 Приказа N87 установлено следующее: "Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней".
Приказ Минтранса России от 07.05.2013 N 178 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности" определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росавтодора при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - Приказ N178).
В соответствии с пунктом 14 Приказа N178 Росавтодор принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении результата в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления на рассмотрение Результата.
Исходя из вышеприведенных положений победитель данной закупки не сможет провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и получить утвержденные Компетентным органом отчеты об оценке в тридцатидневный срок.
В рассматриваемом случае Комиссия Тамбовского УФАС России считает установленные сроки исполнения контракта заведомо неисполнимыми, что влечет необоснованное ограничение со стороны Заказчика количества участников закупки, что нарушает требования ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в жалобе указывает, что установленный Заказчиком критерий "специалисты с высшим образованием, аттестованные в качестве сил обеспечения транспортной безопасности и имеющего право руководить выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ, которые будут привлечены к выполнению работ по контракту, являющемуся предметом конкурса" противоречит действующему законодательству в области обеспечения транспортной безопасности.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 53.4 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Частью 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый Заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Соблюдение вышеуказанных положений в совокупности позволит обеспечить применение предусмотренной пунктом 11 Правил 100-балльной шкалы по критерию (обеспечивается возможность присвоить лучшему предложению по критерию оценку в 100 баллов).
В Приложении N2 к конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев.
Первым критерием конкурса является стоимостной критерий оценки заявок "Цена контракта". Значимости критерия - 40%.
Вторым критерием оценки заявок является нестоимостной критерий оценки заявок, который состоит из 2-х подкритериев:
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Значимости критерия - 30%.
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Значимости критерия - 30%.
Показателем N2 подкритерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлена квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (выполнения работ).
При этом, оценивается наличие у участника конкурса квалифицированных специалистов в штате, в том числе:
- специалисты с высшим образованием, аттестованные в качестве сил обеспечения транспортной безопасности и имеющего право руководить выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ, которые будут привлечены к выполнению работ по контракту, являющемуся предметом конкурса.
Предельно необходимое максимальное значение - 3 человека.
В зависимости от значения количества сотрудников конкурсной комиссией Заказчика будет присваиваться количество баллов следующим образом: представление предельно необходимого максимального значения количества сотрудников будет оцениваться в 100 баллов; непредоставление или представление менее предельно необходимого максимального количества сотрудников будет оцениваться в 0 баллов.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что оспариваемый критерий показателя "специалисты с высшим образованием, аттестованные в качестве сил обеспечения транспортной безопасности и имеющего право руководить выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ, которые будут привлечены к выполнению работ по контракту, являющемуся предметом конкурса", не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, т.к. не относится к объекту закупки - оказанию услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Кроме того, представитель Заявителя также пояснил, что оспариваемый критерий противоречит действующему законодательству в области обеспечения транспортной безопасности, т.к. в действующих в настоящее время нормативно-правовых актах, регулирующих сферу транспортной безопасности, нет таких специальных аттестационных программ для руководителей. 29.01.2021 г. вступил в силу Приказ Министерства Транспорта РФ от 29.12.2020 г. N 578 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности", утверждающий новые типовые программы подготовки для работников сил обеспечения транспортной безопасности 8 категорий. В соответствии с Приложением N 2 к Приказу, для персонала специализированной организации предусмотрена типовая программа повышения квалификации, общая с работниками, назначенными в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортной средстве. С 23.10.2020 г. изменения, предусматривающие прохождения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе, для персонала специализированных организаций, непосредственно осуществляющего оценку уязвимости, были внесены также в Порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 г. N 172.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчиком не представлено обоснования установления оспариваемого критерия показателя.
Также Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленная Заказчиком шкала оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (выполнения работ)" является не пропорциональной, поскольку из установленной Заказчиком шкалы оценки не прослеживается зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев вышеуказанный показатель, считает его необъективным, так как он не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта, как то определено Законом о контрактной системе и Правилами при проведении открытого конкурса в электронной форме. Присвоение баллов по принципу, установленному Заказчиком в конкурсной документации, может привести к исключительно субъективной оценке заявок, не позволяющей объективно определить лучшие условия исполнения контракта.
Учитывая вышеизложенное, в действиях ТОГКУ "Тамбовавтодор" содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не предусмотрена возможность привлечения специалистов на основе гражданско-правовых договоров для оказания услуг по контракту.
Так, в показателе N2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (выполнения работ)" Приложения N2 к конкурсной документации установлено: "Оценивается наличие у участника конкурса квалифицированных специалистов в штате".
Следовательно, к оценке допускается наличие исключительно штатных квалифицированных сотрудников участников конкурса, при этом учет и оценка количества специалистов с надлежащей квалификацией по оказанию услуг, привлеченных на основе гражданско-правовых договоров для исполнения контракта, рассматриваемой конкурсной документацией не предусмотрены, что создает неравные условия участия в конкурсе и нарушает права и законные интересов участников закупки.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного порядка оценки конкурсных заявок.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЦИБ" обоснованной.
2. Признать ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ТОГКУ "Тамбовавтодор" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии В.В. Иванов
А.Э. Агаурова
Исп.: Агаурова А.Э., тел: 8 (4752) 72-73
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 августа 2021 г. N 068/06/54.3-668/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021