Резолютивная часть решения оглашена "24" августа 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" августа 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области - Истоминой М.О.,
комитета государственного заказа Тамбовской области - Рыжковой М.А.,
в отсутствие заявителя ООО "Джули", уведомленного о времени и дате рассмотрения дела надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги по ул. Котовского в р.п. Инжавино (3 этап), ул. Фрунзе в р.п. Инжавино (2 этап), ул. Заводская и ул. Максимова в р.п. Инжавино, Тамбовской области (извещение N 0164200003021002333) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 26.07.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021002333 о проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги по ул. Котовского в р.п. Инжавино (3 этап), ул. Фрунзе в р.п. Инжавино (2 этап), ул. Заводская и ул. Максимова в р.п. Инжавино, Тамбовской области (далее - Конкурс).
Заказчик - администрация Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 146 690 руб.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок согласно ч.13 ст. 69 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
ООО "Джули", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил N1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 этих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу п. 27 Правил N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Каких-либо оговорок о характере работ или их заказчиках п. 27 Правил N1085 не содержит.
В Приложении N3 к конкурсной документации Заказчиком установлен порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев.
Первым критерием конкурса является стоимостной критерий оценки заявок "Цена контракта". Коэффициент значимости критерия - 0,6.
Вторым критерием оценки заявок является нестоимостной критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки". Коэффициент значимости критерия - 0,4.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, осуществляется с учетом, в том числе, следующего показателя:
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера.
Оценивается общая стоимость исполненных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) или ремонту автомобильных дорог, заключенных и исполненных в 2018 - 2020 гг.
Опыт Участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера подтверждается следующими документами:
- копии контрактов (договоров), заключенных и исполненных в 2018 - 2020 гг. на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) или ремонту автомобильных дорог, заключенные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- копии актов выполненных работ подтверждающих выполнение работ по контрактам (договорам) в полном объеме.
Копии контрактов (договоров) должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в противном случае договоры считаются не представленными".
Тамбовское УФАС России отмечает, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению объекта закупки только по контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" нельзя рассматривать как объективный и правомерный.
Включение в документацию, такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ по контрактам заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе.
Кроме того, тот факт, что по показателю нестоимостного критерия оцениваются исключительно контракты (договоры), которые исполнены в 2018 - 2020 годах, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе) или исполненные в 2021 году.
Установленные Заказчиком условия по показателю нестоимостного критерия оценки, а именно, виды и срок исполненных контрактов (договоров), применяемых к оценке, противоречат Правилам, утвержденным Постановлением Правительства N 1085, так как Правилами указанные условия не предусмотрены.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что указанное нарушение не привело к нарушению порядка отбора участников, а потому, отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" обоснованной.
2. Признать администрацию Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области нарушившим п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп.: Иванов В.В., тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 августа 2021 г. N 068/06/54.3-685/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021