На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: * - заместитель руководителя;
члены Комиссии: *. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика БУЗ УР "ГКБ N4 МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Шапошниковой К.И. (ИНН 132812236044) в связи с уклонением победителя от заключения государственного контракта на поставку халата процедурного, одноразового использования по итогам проведения электронного аукциона (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121008249, далее - Аукцион) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и проведением внеплановой проверки в отношении рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании, в присутствии:
представителя заказчика - БУЗ УР "ГКБ N4 МЗ УР" (ИНН 1832016445, далее - Заказчик): Спасских Н.А. (доверенность N07 от 05.08.2021),
в отсутствие представителя поставщика - ИП Шапошниковой К.И. (ИНН 132812236044, далее - Поставщик), уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 06.08.2021 NАА01-17-05/4491э),
УСТАНОВИЛА:
24.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация о проведении аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена лота установлена в размере 2 138 080,60 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 135 290,0 рублей. В совместной закупке по лоту установлено право победителя на заключение 9 контрактов с заказчиками.
Дата проведения аукциона в электронной форме 05.07.2021.
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - АО "АГЗ РТ" (http://etp.zakazrf.ru).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.07.2021, на участие в аукционе подано 7 заявок, пять из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе и допущены к участию в нем. Победителем признан участник закупки - ИП Шапошникова К. И., предложивший наиболее низкую цену лота в размере 947 499,00 рублей (при цене контракта 59 954,31 рублей).
Из журнала событий по контракту N 08135000001210082490008 установлено, что 12.07.2021 размещен документ "Проект контракта".
19.07.2021 получен документ "Протокол разногласий".
19.07.2021 размещен документ "Доработанный проект контракта".
Таким образом, 22.07.2021 - последний день для подписания проекта контракта стороной Поставщика.
В установленный срок, контракт не был подписан победителем закупки, в связи с чем, от электронной площадки 22.07.2021 20:01 (МСК-3) поступил документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
В соответствии с решением Заказчика победитель закупки ИП Шапошникова К. И. признан уклонившимся от заключения контракта, на основании протокола от 29.07.2021 NППУ1 о признании участника уклонившимся от заключения контракта (размещен в ЕИС 29.07.2021).
Согласно письменных пояснений Поставщика, в промежуток времени с 20 часов 00 мин. 22.07.2021 по 04 часов 00 мин. 23.07.2021 отсутствовало интернет соединение для подписания контракта на электронной площадке. К материалам дела со стороны Поставщика помимо письменных пояснений представлена также копия банковской гарантии от 14.07.2021 N1980949/1980954 об обеспечении исполнения контракта, письмо от 29.07.2021 исх.N12/07 в адрес Заказчика о причинах неподписания контракта в установленный срок, готовности выполнить поставку товара в соответствии с условиями контракта и иные.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, пояснил, что в связи с истечением регламентированного срока подписания контракта, заказчиком было принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта. Также подтвердил получение письма от Поставщика и обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта. Во исполнение требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в том числе в случае, если в установленные сроки, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта
В диспозиции части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе указано, что в случае наличия среди прочего обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Согласно пункту 14 Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, участник закупки нарушил сроки заключения государственного контракта, однако в бездействии ИП Шапошниковой К.И. не усматривается умысел по уклонению от заключения контракта. Об этом свидетельствуют предшествующие заключению контракта и последующие меры, направленные им на исполнение принятых на себя обязательств. Так Комиссией принято во внимание, что 8 контрактов из 9, размещенные в совместной закупке по лоту, подписаны в установленный срок, представлены документы и материалы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на заключение и исполнение контракта (письмо в адрес Заказчика от 29.07.2021, направленное посредством электронной почты, внесение обеспечения исполнения контракта, от 14.07.2021).
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП Шапошниковой К.И. признаков недобросовестного поведения, в связи с чем отсутствуют основания для включения сведений в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки субъектов контроля Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Шапошниковой К.И. (ИНН 132812236044) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11 августа 2021 г. N 018/06/104-778/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021