На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: * - заместитель руководителя;
члены Комиссии: * - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика БУЗ УР "Сарапульская ГБ МЗ УР" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Медика" в связи с уклонением победителя от заключения контракта по итогам проведения закупки N 27969 "Набор для выполнения клизмы" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок -0813500000121009491, далее - Аукцион) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и проведением внеплановой проверки в отношении рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании по видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя поставщика - ООО "Медика" (ИНН 5262284366, далее - Поставщик): * (на основании Устава);
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ УР" (далее - Уполномоченное учреждение): * (доверенность N5-юр от 25.12.2020), * (доверенность N16-юр от 14.07.2021);
в отсутствие представителя заказчика - БУЗ УР "Сарапульская ГБ МЗ УР" (ИНН 1827000231, далее - Заказчик): уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 13.08.2021 NАА01-17-05/4613э),
УСТАНОВИЛА:
19.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация о проведении аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена лота установлена в размере 1 066 375,80 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 97 890,00 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме 28.07.2021.
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - АО "АГЗ РТ" (http://etp.zakazrf.ru).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.07.2021, на участие в аукционе подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе и допущены к участию в нем. Победителем признан участник закупки - ООО "Медика", предложивший наиболее низкую цену лота в размере 639 825,42 рублей (при цене контракта 49 923,90 рублей).
Из журнала событий по контракту N 08135000001210094910003 установлено, что 29.07.2021 размещен документ "Проект контракта" и процедура заключения контракта переведена на этап "Подписание поставщиком"
В установленный срок, контракт не был подписан победителем закупки, в связи с чем, от электронной площадки 03.08.2021 20:00 ч. (МСК-3) поступил документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
03.08.2021 20:44 ч. (МСК-3) от электронной площадки получен документ "Протокол разногласий" от 03.08.2021.
04.08.2021 09:31 ч. (МСК-3) Процедура заключения контракта N 08135000001210094910003 переведена на этап "Контракт не заключен"
В соответствии с решением Заказчика победитель закупки ООО "Медика" признан уклонившимся от заключения контракта, на основании протокола от 04.07.2021 NППУ1 об отказе от заключения контракта с победителем (размещен в ЕИС 04.08.2021).
Согласно письменных пояснений Поставщика, в течение дня 03.08.2021 отсутствовало интернет соединение для подписания контракта на электронной площадке в связи с плохими погодными условиями оборудование вышло из строя. При этом, после устранения технической причины, контракт был направлен в адрес Заказчика. К материалам дела со стороны Поставщика помимо письменных пояснений представлена также копия договора на обслуживание компьютерной техники от 11.01.2021 NД2021-ИТ-1, акт от 03.08.2021 N00007 и платежное поручение от 16.08.2021 N113 по оплате услуг замены оборудования (роутера и сетевой карты); договор от 08.04.2020 N03-080420 на поставку медицинских товаров, являющихся предметом государственного контракта и платежное поручение к нему от 16.02.2021.
К материалам дела со стороны Заказчика приложен направленный Поставщиком проект контракта посредством электронной площадки во вкладке "Протокол разногласий" от 03.08.2021.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта. Во исполнение требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в том числе в случае, если в установленные сроки, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта
В диспозиции части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе указано, что в случае наличия среди прочего обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Согласно пункту 14 Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
С учетом представленных материалов и документов в бездействии ООО "Медика" не усматривается умысел по уклонению от заключения контракта. Об этом свидетельствуют предшествующие заключению контракта и последующие меры, направленные им на исполнение принятых на себя обязательств, представлены документы и материалы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на заключение и исполнение контракта. Так Комиссией принято во внимание, что 6 контрактов из 11, размещенные в совместной закупке по лоту, подписаны в установленный срок. С учетом отсутствия у Поставщика интернет соединения в течение дня 03.08.2021 им предприняты меры по восстановлению работоспособности техники и незамедлительно подписаны проекты контрактов (либо направлены протоколы разногласий). Так остальные контракты по совместной закупке были подписаны в период времени до 03.08.2021 20:59 ч. (МСК-3).
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Медика" признаков недобросовестного поведения, в связи с чем отсутствуют основания для включения сведений в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки субъектов контроля Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "Медика" (ИНН 5262284366, Юридический адрес: 603081, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Сурская 16-18); лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, учредитель: Масленников Алексей Владимирович (ИНН 525705698206) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 августа 2021 г. N 018/06/104-792/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021