Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Трансрегионсбыт" на действия заказчика - Министерство здравоохранения Приморского края при проведении электронного аукциона на комплекс лечебно-диагностического подвижного, исполнение "Лаборатория диагностическая передвижная" (извещение N 0820500000821004913) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так как нарушил порядок разъяснения положений документации об аукционе поскольку не ответил на запрос. Участник подал запрос в первый рабочий день после истечения срока направления запросов, окончание которого выпало на выходной. По мнению, заявителя в этом случае подлежала применению ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также заявитель в ходе рассмотрения жалобы заявил, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.
Следовательно, обжаловать положения документации об аукционе заявитель может только в судебном порядке.
Заказчик представил письменные пояснения не согласившись с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.08.2021 в 08:00 час.
Исходя из приведенных требований закона, крайний день для направления запросов для получения разъяснений положений аукционной документации, установленный заказчиком в документации - 08.08.2021.
Участником запрос направлен 09.08.2021 года. При этом заявитель жалобы срок предоставления разъяснений не обжаловал.
Согласно части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что обращение, направленное ООО "Трансрегионсбыт" не является запросом о разъяснении положений документации об аукционе, а обращением о внесении изменений в документацию об аукционе. ООО "Трансрегионсбыт", воспользовавшись функционалом электронной торговой площадки, выразило в тексте запроса свое несогласие с требованиями документации об аукционе к закупаемому товару и попросило внести изменение в документацию об аукционе.
Представитель заявителя согласился с тем, что обращение, направленное ООО "Трансрегионсбыт" не является запросом положений документации об аукционе и пояснил, что Общество не согласно с положениями документации и обратилось к заказчику с просьбой внести изменения в документацию об аукционе для последующей подачи заявки или обжалованием документации об аукционе.
Следовательно, фактически заявитель не направил запрос о разъяснении положений документации, а предложил внести изменения в документацию об аукционе.
Как следует из сложившейся практики разрешения данных споров антимонопольной службой, а также из Решения Верховного суда Республики Татарстан от 20.01.2021 по делу N 12-573/2020 заказчик обязан давать именно разъяснения в отношении положений документации, а не ответы на все поставленные вопросы. Степень удовлетворенности участника поведением заказчика является субъективным фактором.
В данном случае, не предоставление формального ответа на просьбу заявителя внести изменения в документацию об аукционе на права Общества не влияет, поскольку у Общества отсутствовали неясности в отношении документации об аукционе.
Кроме того, если участник закупки полагает, что заказчик при подготовке документации о закупки нарушил нормы Закона N 44-ФЗ, то в соответствии со статьей 105 Закона N 44-ФЗ он имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Следовательно, заказчиком не было допущено нарушение порядка разъяснения положений документации об аукционе.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России нарушений Закона N 44-ФЗ не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трансрегионсбыт" на действия заказчика - Министерство здравоохранения Приморского края при проведении электронного аукциона на комплекс лечебно-диагностического подвижного, исполнение "Лаборатория диагностическая передвижная" (извещение N 0820500000821004913) необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ не рассматривать доводы заявителя о том, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ, т. к. положения документации заявитель вправе обжаловать только до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 20 августа 2021 г. N 025/06/65-1025/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021