Резолютивная часть решения объявлена 20.08.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.08.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
в отсутствие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Белая средняя общеобразовательная школа", представителей Администрации Усольского муниципального района Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Технологии образования" (далее - ООО "Технологии образования", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку набора оборудования для кабинета физики, извещение N 0134300054021000220 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 13 августа 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчиком неправомерно при описании объекта закупки установил единый код ОКПД 2 для всей закупки 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", в то время как объект закупки включает в себя такие товары по коду ОКПД2, как: 31.01.11.190 "Мебель офисная металлическая прочая" для товаров по позициям 1.79, 1.85, 1.89; 31.01.12.120 "Столы письменные деревянные для учебных заведений" для товаров по позициям 1.80, 1.82; 31.01.11.150 "Кресло учителя" для товаров по позициям 1.81, 1.83, 1.90; 31.01.12.140 "Стеллажи офисные деревянные" для товаров по позициям 1.84, 1.86, 1.87, 1.88.
Не указание данных кодов ОКПД2 по вышеназванным позициям повлекло неустановление требований, предусмотренных Постановлениями Правительства N 616, N 341.
Также заявитель указывает, что заказчиком в разъяснениях положений документации об электронном аукционе указаны недостоверные сведения о том, что вышеназванная мебель является лабораторной и входит в установленный им код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы заказчиком в описании объекта закупки не применены обязательные характеристики, указанные в КТРУ.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 05 августа 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300054021000220, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку набора оборудования для кабинета физики (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 500 000 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, технического задания аукционной документации, заказчиком осуществляется закупка набора оборудования для кабинета физики (код ОКПД 2 - 32.99.53.130).
Как было указано выше, закупаемому товару соответствуют, в том числе, иные коды ОКПД 2, включенные в перечни, утвержденные Постановлениями Правительства РФ N 616, 341. При этом, информация об установлении предусмотренного Постановлениями Правительства РФ N 616, 341 запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств и о предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика, отсутствует в извещении о проведении аукциона, документации о закупке.
Комиссией установлено, что коду ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" соответствует широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования.
Вместе с тем, такие товары, как стол учителя, кресло учителя, стол ученический, стул ученический, шкаф для хранения учебных пособий, шкаф для хранения с выдвигающимися полками, система хранения таблиц и плакатов не относятся к группе "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" и относятся в свою очередь к коду ОКПД 2 группы 31.01 "Мебель".
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку по указанным позициям (стол учителя, кресло учителя, стол ученический, стул ученический, шкаф для хранения учебных пособий, шкаф для хранения с выдвигающимися полками, система хранения таблиц и плакатов) установлен неверный код ОКПД 2.
Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Товары, соответствующие кодам ОКПД2 - 31.01.11.190, 31.01.12.120, 31.01.11.150, 31.01.12.140, включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (п. 116 Перечня - 31.01.1 "Мебель для офисов и предприятий торговли") и в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341
"О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги".
Вместе с тем, документация о проведении электронного аукциона не содержит ограничений и преимуществ, установленных данными Постановлениями Правительства, что свидетельствует о нарушении части 3 статьи 14, части 3 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно пункту 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в: плане закупок; плане-графике закупок; формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок; извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение); документации о закупке; контракте.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом Комиссия отмечает, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
В рассматриваемом случае заказчиком, уполномоченным органом по необходимым товарам (стол учителя, кресло учителя, стол ученический, стул ученический, шкаф для хранения учебных пособий, шкаф для хранения с выдвигающимися полками, система хранения таблиц и плакатов различных типов) определен следующий код по ОКПД 2 - 32.99.53.130.
Требования к поставляемым товарам установлены в Техническом задании.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что вышеуказанные позиции включены в КТРУ.
Кроме того, установлено обязательное применение сведений вышеуказанных позиции КТРУ при формировании объекта закупки.
При этом, извещение и документация о закупке не содержит указание на соответствующие коды КТРУ.
Таким образом, на основании имеющихся сведений, Комиссией Иркутского УФАС установлено, что заказчиком, уполномоченным органом в рассматриваемом случае неправомерно выбран код ОКПД2 и как следствие не использованы обязательные для применения характеристики, предусмотренные КТРУ, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технологии образования" обоснованной;
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14, часть 6 статьи 23, часть 3 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены электронного аукциона;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть предписания объявлена 20.08.2021 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 25.08.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
в отсутствие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Белая средняя общеобразовательная школа", представителей Администрации Усольского муниципального района Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Технологии образования" (далее - ООО "Технологии образования", заявитель),
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 038/1016/21 от 25 августа 2021 года, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона на поставку набора оборудования для кабинета физики (извещение N 0134300054021000220).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 03 сентября 2021 г. представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021