Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, врио руководителя Управления,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" - <_> (доверенность от 17.02.2021 N б/н);
со стороны уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области - <_> (доверенность от 23.06.2021 N 244),
в отсутствие подателя жалобы - ИП <Г_>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП <Г_> на положения документации, действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в Белинском районе Пензенской области в 2022 г." (извещение N 0155200002221000528 от 02.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд государственного заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
12.08.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ИП <Г_> на положения документации, действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в Белинском районе Пензенской области в 2022 г." (извещение N 0155200002221000528 от 02.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд государственного заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, поскольку:
- проект контракта неправомерно содержит положение о том, что на подрядчика возлагается полная ответственность за безопасность дорожного движения на переданных ему на содержание участках дорог;
- финансовое обеспечение закупаемых работ, согласно плану-графику, предусмотрено в 2022 году, при этом в соответствии с положениями документации об электронном аукционе оплатить работы за декабрь 2022 года в 2022 году заказчик не сможет, в связи с чем документация о закупке содержит положения об оплате выполненных работ, которые не соответствуют плану-графику.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ИП <Г_> и назначена к рассмотрению на 18.08.2021 в 14 часов 30 минут.
Представители заказчика, уполномоченного органа участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
02.08.2021 Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200002221000528 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в Белинском районе Пензенской области в 2022 г." для нужд государственного заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 48 696 121,21 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.08.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.08.2021.
Дата и время проведения электронного аукциона - 16.08.2021 12:40.
ИКЗ 212583601371758360100100630044211244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 1.5 Проекта государственного контракта (Глава 3 документации об электронном аукционе) установлено, что на период действия настоящего Контракта Подрядчик несет полную ответственность за безопасность дорожного движения на переданных ему на содержание участках дорог, а также за соответствие автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, линий наружного электроосвещения автомобильных дорог, интеллектуальных пешеходных переходов, освещения пешеходных переходов требованиям нормативно-технической документации (ГОСТ, СП и пр.), предъявляемым к таким объектам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством:
- осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств;
- лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
- разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов.
Как следует из довода настоящей жалобы, указанные направления обеспечения безопасности дорожного движения являются сферой ответственности государственных учреждений (органов), а значит, подрядчик по контракту на содержание автомобильных дорог не может нести полную ответственность за безопасность дорожного движения, а отвечает за безопасность только в рамках своих полномочий.
Объектом настоящей закупки являются работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (часть 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
Частью 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что в рамках проведения работ по содержанию автомобильных дорог подрядчик организовывает и обеспечивает безопасность дорожного движения путем поддержания надлежащего состояния автомобильных дорог, обеспечения соответствия их состояния техническим регламентам и иным нормативным документам. Круг работ по содержанию автомобильных дорог определен законодательством.
Техническим заданием аукционной документации (Приложение N 1 к информационной карте) определены конкретные работы, которые подрядчик должен выполнять для поддержания надлежащего состояния автомобильных дорог. Условиями документации об электронном аукционе подрядчик не наделяется какими-либо дополнительными полномочиями государственного органа (учреждения) в части сертификации, лицензирования и т.д., то есть от него не требуется выполнение работ (оказание услуг), отличных от работ, определенных законодательством как работы по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, слова "полная ответственность за безопасность дорожного движения", включенные в пункт 1.5 проекта контракта, не возлагают на подрядчика каких-либо не предусмотренных законодательством обязанностей в рамках обеспечения безопасности дорожного движения. При этом у Комиссии отсутствуют основания полагать, что включение рассматриваемых положений могло ввести в заблуждение участников закупки (с учетом наличия подробного описания видов закупаемых работ), а также повлиять на их количество.
В связи с изложенным, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
2. В силу части 10 статьи 16 Закона о контрактной системе, не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
В плане-графике заказчика (позиция 202103552000022001000066) указано, что финансовое обеспечение рассматриваемой закупки предусмотрено на 2022 год.
В соответствии с частью 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ), бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий казначейское обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
Частью 4 статьи 242 БК РФ установлено, что не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В соответствии с пунктом 8.2 Проекта государственного контракта (Глава 3 документации об электронном аукционе), срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта составляет не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Согласно пункту 7.4 проекта контракта, приемка выполненных работ по содержанию автомобильных дорог за текущий месяц производится ежемесячно на основании классификации работ по содержанию, государственными стандартами, строительными нормами и требованиям других нормативных документов по фактически выполненным объемам работ с указанием в форме КС-2 перечня выполненных работ, расценок за единицу измерения, стоимости по каждому виду работ, итога стоимости выполненных работ.
Приемка к оплате выполненных работ по содержанию автомобильных дорог производится не позднее 25-го числа каждого месяца. Отчетным периодом для приемки работ по содержанию Объекта является календарный месяц.
Приемка работ, а также оформление ее результатов, осуществляется за период с 20 числа предшествующего месяца по 19 число текущего месяца.
Документы, свидетельствующие о выполнении работ (по форме N КС-2 и N КС-3) предоставляется Подрядчиком Заказчику не позднее 24 числа текущего месяца (пункт 7.5 проекта контракта).
Пунктом 7.6 проекта контракта установлено, что заказчик в течение 1-го рабочего дня со дня получения указанных документов осуществляет приемку выполненных работ. В течение 1 рабочего дня со дня окончания приемки подписывает Акт сдачи-приемки работ или дает мотивированный отказ.
Из указанных положений проекта контракта подателем жалобы сделан вывод о том, что срок оплаты работ по контракту за декабрь 2022 года перенесется на 2023 год. С учетом приведенных норм бюджетного законодательства, денежными средствами, выделенными на 2022 год заказчик не сможет оплатить работы в 2023 году, в связи с чем закупка не имеет финансового обеспечения, и информация, размещенная в документации о закупке, не соответствует плану-графику.
Как следует из пояснений заказчика, постановлением Правительства Пензенской области от 26.09.2021 724-пП утверждена государственная программа Пензенской области "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области", в соответствии с которой на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения и сооружений на них в Пензенской области на 2022 год предусмотрено 1 547 354,788 тыс. руб. В соответствии с данной программой в план-график внесены закупки на содержание автомобильных дорог в Пензенской области на лимиты 2022 года. Условия проекта контракта не препятствуют заказчику произвести приемку, подписать акт сдачи-приемки работ, оплатить принятые работы в один день за счет лимитов, предусмотренных программными мероприятиями.
Таким образом, информация о финансовом обеспечении работ в плане-графике соответствует выделенным лимитам бюджетных обязательств по государственной программе. Контракт подлежит исполнению в плановом финансовом году в рамках выделенных лимитов.
Заказчик, являясь исполнителем по государственной программе и распорядителем бюджетных средств, несет ответственность за исполнение мероприятий государственной программы и своевременную оплату работ по государственным контрактам.
При этом оснований полагать, что заказчиком не будет обеспечена оплата государственного контракта в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на 2022 год, Комиссия Управления не имеет, в связи с чем рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <Г_> на положения документации, действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в Белинском районе Пензенской области в 2022 г." (извещение N 0155200002221000528 от 02.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд государственного заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 18 августа 2021 г. N 058/06/106-721/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021