резолютивная часть решения объявлена 20.08.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 имени Мухаба Алимовича Камбиева" с.п.Каменномостское Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик), Местной администрации Зольского Муниципального района Кабардино-Балкарской Республик (далее - Уполномоченный орган), Общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - заявитель), и акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0104300014621000021 "Работы строительные по устройству любых видов кровельных покрытий зданий и сооружений" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя. По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: 1) срок и порядок дачи разъяснений положений документации об аукционе не соответствует Закону о контрактной системе; 2) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена дата проведения Аукциона; 3) требование к содержанию и составу второй части заявки является избыточным и чрезмерным; 4) В проект контракта не включено обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе; 5) Установленный в проекте контракта срок возврата обеспечения исполнения контракта не соответствует ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения Заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 06 августа 2021 года было размещено извещение N0104300014621000021 "Работы строительные по устройству любых видов кровельных покрытий зданий и сооружений" с начальной (максимальной) ценой контракта - 5 926 367,00 рублей. Согласно извещению дата и время окончания срока подачи заявок 16.08.2021 г. 09:00 ч; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.08.2021 г; дата проведения аукциона в электронной форме - 17.08.2021 г.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1) В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе следует, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 19 информационной карты документации об Аукционе содержится подробный порядок и дата предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, установленный заказчиком, уполномоченным органом порядок и дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2) Согласно ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Комиссией установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 16.08.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме - 17.08.2021.
Объектом закупки является - капитальный ремонт кровли МКОУ "СОШ N1 им. М.А. Камбиева" с.п. Каменномосткое Зольского района КБР (подтверждается положительным экспертным заключением от 08.07.2021 г. N046/21-у).
Таким образом, действия Заказчика, уполномоченного органа установивших в документации об аукционе дату проведения аукциона, без учета требований п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе нарушает ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
П. 2 ч. ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч. 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с чч. 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с ч. 13 ст. 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, из вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что заказчик, уполномоченный орган не может требовать от участников закупки предоставление во второй части заявки на участие документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 с. 31 Закона о контрактной системе, так как ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукцион. Кроме того, вышеуказанные документы предоставляются участником закупки оператору электронной площадки в соответствии с ч. 12 ст. 24.2 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением о проведении закупки, а также аукционной документацией заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N99).
В пункте 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию: в соответствии с п. 2.4 приложения 1 Постановления Правительства РФ N99 копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Закона о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, в документации указано, что документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона, предоставляются в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Следовательно, заказчиком, уполномоченным органом не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной при установлении требований при предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, в результате рассмотрения первых частей, все заявки допущены к участию в аукционе.
4) Согласно ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
В силу пункта 4.1.13 проекта контракта, подрядчик обязан предоставить Заказчику новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Проект контракта содержит требования предусмотренные ч.30 ст.34 Закона о контрактной системе.
5) Ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с чч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 8 информационной карты аукционной документации, закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства.
При этом пунктом 10.8.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В случае внесения Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, указанные денежные средства возвращаются Подрядчику при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, Заказчиком в течение 15 рабочих дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, и, в том числе подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ, при условии отсутствия оснований для удержания сумм из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в соответствии с разделом 6 настоящего контракта", что не соответствует Закону о контрактной системе.
Вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа установившего ненадлежащие сроки возврата денежных средств, нарушают ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной в части.
2.Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения ч.27 ст.34, п.2, 5 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66, ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе.
3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 25 августа 2021 г. N 007/06/64-926/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021