Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 20.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Челябгорсвет", в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Куликова С.А., действующих на основании доверенности N 217-Д от 30.12.2020;
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Курьяновой А.В., действующего на основании доверенности N 229-Д от 30.12.2020;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.08.2021 поступила жалоба ООО "Челябгорсвет" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Устройство наружного освещения с установкой светофорных объектов типа Т.1, остановочных комплексов на автомобильной дороге Железнодорожная станция Шагол - Красное Поле - автодорога Обход города Челябинска, участок км 0+000 - км 4 + 000" (изв. N 0169200003621000021) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 27.07.2021 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 453 422,88 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 04.08.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Челябгорсвет" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что вторая часть заявки ООО "Челябгорсвет" неправомерно признана не соответствующей требованиям документации о закупке, так как обществом предоставлены все документы и сведения, предусмотренные документацией о закупке, тогда как полномочия лица на подачу заявки от имени общества проверены при регистрации участника закупки в единой информационной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что аукционная комиссия при рассмотрении второй части заявки ООО "Челябгорсвет" установила, что заявка подана от имени лица, полномочия которого не подтверждены в составе второй части заявки и аккредитацинных документов, в связи с чем комиссия приняла решение отстранить заявителя от участия в закупке.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В пунктах 1-3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания второй части заявки не соответствующей требованиям документации о закупке, а именно:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
- несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Так, в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе закреплен закрытый перечень документов и сведений, которые должны содержаться в составе второй части заявки участника закупки.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия обязана рассматривать вторые части заявок участников закупки на предмет соответствия требованиям документации о закупке только по основаниям, прямо предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.08.2021 (далее - протокол) вторая часть заявки ООО "Челябгорсвет" признана не соответствующей требованиям документации о закупке по причине непредставления полномочий на лицо, которое подало заявку на участие в закупке, со ссылкой на пункты 17, 25 информационной карты, часть 6 статьи 24.1, часть 3 статьи 27 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24.2 Закона о контрактной системе требовать для регистрации участников закупок в единой информационной системе предоставления иных информации и документов, не предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не допускается. Не допускается взимание с участников закупки платы за регистрацию в единой информационной системе, аккредитацию на электронной площадке.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752 утверждены Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 3 Правил предусмотрено, что уполномоченным лицом в целях применения указанных Правил является лицо, уполномоченное руководителем на осуществление в единой информационной системе и (или) на электронной площадке от имени участника закупки действий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе на определение иных лиц, уполномоченных на осуществление таких действий.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что для регистрации уполномоченное лицо осуществляет следующие действия:
- проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:
- руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;
- руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе и (или) на электронной площадке;
- формирует информацию и документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, для их размещения в реестре участников.
Пунктом 5 Правил предусмотрены документы и сведения, необходимые для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица.
Частью 12 Правил также предусмотрено, что действия уполномоченных лиц в единой информационной системе в соответствии с настоящими Правилами осуществляются с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Так, из указанных положений Правил следует, что уполномоченное лицо в целях регистрации в единой информационной системе не предоставляет отдельно документы, подтверждающие полномочия указанного лица на совершение действий от имени участника закупки, при этом порядок регистрации и наделения полномочиями уполномоченного лица осуществляется в автоматизированном режиме посредством единой системы идентификации и аутентификации, а также функционала единой информационной системы.
В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.
Частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, регистрация участника закупки, в том числе проверка полномочий уполномоченного лица, действующего от имени участника закупки, осуществляется на стадии регистрации в единой информационной системе, что в последующем является основанием для аккредитации на электронной площадке.
Более того, из части 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе следует, что факт регистрации в единой информационной системе и аккредитации на электронной площадке дает право участник закупки участвовать во всех электронных процедурах.
Согласно документам и сведениям, представленным заказчиком, ООО "Челябгорсвет" подана заявка на участие в закупке, которая допущена к аукциону на основании протокола рассмотрения первых частей заявок от 04.08.2021, по результатам аукциона ценовое предложение участника закупки составило 1 401 458, 96 рублей.
В составе второй части заявки заявителем приложены документы и информация, предусмотренные пунктами 17, 25 информационной карты, в том числе заказчиком предоставлены аккредитационные документы ООО "Челябгорсвет", направленные электронной площадкой (документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа, учредительные документы, свидетельство о постановке на налоговый учет, решение об одобрении крупной сделки).
Из электронной формы второй части заявки следует, что документы подписаны электронной подписью Напалкова И.А., при этом в составе сертификата ключа электронной подписи указано, что наименование компании - ООО "Челябгорсвет", сертификат действителен до 16.07.2022, в карточке организации, представленной в составе второй части заявки, также указано, что ответственным лицом общества является Напалков И.А. (С. 118-119 документов, представленных заказчиком).
Таким образом, в документах, представленных ООО "Челябгорсвет", отсутствуют какие-либо данные, указывающие на то, что Напалков И.А. не обладает полномочиями действовать от имени участника закупки.
При этом, доводы заказчика, согласно которым в составе сведений, размещенных на электронной площадке, а также из электронной карточки аккредитационных документов (С. 148-149 документов, представленных заказчиком) в графе "уполномоченное лицо" информация не заполнена, не свидетельствует о том, что участник закупки не наделил полномочиями Напалкова И.А. действовать от имени участника закупки.
Более того, частями 4.1, 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе закреплен перечень информации, которая должна содержаться в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, а также перечень аккредитационных документов, которые электронная площадка направляет заказчику, в которых не предусмотрено указание уполномоченного лица участника закупки в качестве обязательного требования к документам, которые предоставляет участник закупки.
В пункте 17 информационной карты документации о закупке установлены единые требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 информационной карты предусмотрены требования к содержанию, составу первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе.
При этом, в указанных положениях документации о закупке отсутствуют требования о необходимости предоставления полномочий на лицо, которое подает заявку от имени участника закупки.
Следует отметить, что ссылка заказчика на часть 6 статьи 24.1, часть 3 статьи 27 Закона о контрактной системе является несостоятельной, так как указанными нормами законодательства о контрактной системе предусмотрена только возможность участия в закупках участника закупки на основании полномочий, подтверждающих право действовать от имени участника закупки, вместе с тем порядок предоставления и проверки указанных полномочий осуществляется в соответствии с Правилами.
При этом, ООО "Челябгорсвет" является участником закупки зарегистрированным в единой информационной системе, аккредитованным на электронной площадке, более того электронная площадка приняла заявку указанного участника закупки и присвоила ей идентификационный номер, что свидетельствует о наличии права указанного участника закупки, в том числе уполномоченного лица, действующего от имени участника закупки, принимать участие в аукционе.
При этом, в случае если бы заявителем была подана заявка с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в силу пункта 1 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан вернуть такую заявку.
Таким образом, с учетом требований Правил, части 5 статьи 24.2, пунктов 1-3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия не вправе отстранять участника закупки на том основании, что участник закупки не предоставил полномочия на лицо, которое подало заявку от имени общества, так как проверка полномочий лица действовать от имени участника закупки не входит в обязанности аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в закупке.
На основании изложенного, ни из положений законодательства о контрактной системе, касающихся регистрации и аккредитации участника закупки в единой информационной системе и на электронной площадки, ни в составе требований к первой и второй части заявки участника закупки не следует, что участник закупки при участии в аукционе должен предоставить полномочия на лицо, которое вправе действовать от имени участника закупки, в связи с чем действия аукционной комиссии по признанию второй части заявки ООО "Челябгорсвет" не соответствующей требованиям документации о закупке противоречит частям 1,6,7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Челябгорсвет" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1,6,7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "органам контроля" - "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 августа 2021 г. N 074/06/105-2159/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021