Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Абдрахманова И.Г. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Инфраструктурный центр электронного правительства" Ильиной Т.В. (доверенность от 20.04.2021 N 75), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Инфраструктурный центр электронного правительства" (414000, Астраханская область, город Астрахань, улица Советская, 15; ИНН 3015093349) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на создание локальных вычислительных сетей объектов размещения (зданий) судебных участков мировых судей Астраханской области и агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области (номер извещения 0325200023221000004), по итогам которой,
УСТАНОВИЛА:
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий (бездействия) субъектов контроля в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомлением от 09.08.2021 N 04/5758/ИГ-п принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Инфраструктурный центр электронного правительства" (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на создание локальных вычислительных сетей объектов размещения (зданий) судебных участков мировых судей Астраханской области и агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области (номер извещения 0325200023221000004) (далее - открытый конкурс).
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
26.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса, и документация об этом конкурсе.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В силу пункта 4 настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6.
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
В подпункте 2.1 пункта 2 раздела "Критерии оценки заявок" Конкурсной документации установлено, наличие у Участника опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки по действующими исполненным договорам за последние 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. Коэффициент значимости - 50% (далее - Показатель N 1)
Состав критерия |
Чем подтверждается |
Чем оценивается |
Баллы |
Наличие у Участника опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки по исполненным (Контрактам) договорам за последние 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. |
Информация, подтверждающая наличие у участника конкурса опыта по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема (предоставленная по форме, являющейся приложением к конкурсной документации) и/или копиями исполненных (контрактов) договоров с актами приемки (акты выполненных работ, КС-2 и КС-3, и т.д.), подтверждающих выполнение аналогичных работ за последние 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. Под аналогичными работами понимается работы/услуги по строительству/ремонту/ модернизации/реконструкции сетей связи; построения и организации СКС и ЛКС Информация, подтверждающая наличие у участника конкурса опыта, должна быть предоставлена из реестра контрактов, размещенного в ЕИС |
при наличии подтвержденного опыта на сумму общей стоимостью от 600 000,00 до 2 999 999 рублей (включительно) |
0 баллов |
при наличии подтвержденного опыта на сумму общей стоимостью от 3 000 000 рублей до 4 999 999,99 рублей (включительно) |
50 баллов |
||
при наличии подтвержденного опыта на сумму от 5 000 000,00 миллионов и более |
100 баллов |
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю N 1 Критерия N 2 не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Например, при предоставлении договора на сумму 3 000 000 рублей участник получит 50 баллов, при этом при предоставлении договора на сумму 4 999 999,99 рублей участник получит также 50 баллов.
Кроме того, согласно Показателю N 1 Критерия N 2 при наличии подтвержденного опыта на сумму от 5 000 000,00 миллионов и более - Заказчик присваивает 100 баллов.
При этом, в данном критерии отсутствует "верхняя планка" устанавливающая ограничения по предоставлению сведений по стоимостном выполнении контракта, что не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Например, при предоставлении договора на сумму 5 000 000 рублей участник получит 100 баллов, при этом при предоставлении договора на сумму 150 000 000 рублей участник получит также 100 баллов.
Комиссией также установлено, что Заказчиком установлено требование о подтверждении опыта по успешному выполнению работ, при этом информация, подтверждающая наличие у участника конкурса опыта, должна быть предоставлена из реестра контрактов, размещенного в ЕИС. Иными словами, контракты должны заключены в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным (муниципальным) контрактам, а также по договорам, заключенным по ФЗ N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Требования названного Закона и Правил N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 2, не соответствуют части 8 и части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В подпункте 2.2 пункта 2 раздела "Критерии оценки заявок" Конкурсной документации установлено, наличие у Участника квалифицированного персонала. Коэффициент значимости - 30%:
Состав критерия |
Чем подтверждается |
Чем оценивается |
Баллы |
Наличие у Участника квалифицированного персонала |
Справка со сведениями Участника о наличии сотрудников с представлением: - копии выписки из штатного расписания, составленной не менее за 1 месяц до даты размещения извещения о закупке, подтверждающей наличие в штате заявленных сотрудников - копии трудовых договоров, заявленных сотрудников |
При наличии у Участника в штате от 0 до 10 сотрудников |
0 баллов |
При наличии у Участника в штате от 11 до 15 сотрудников |
35 баллов |
||
При наличии у Участника в штате от 16 и более сотрудников |
45 баллов |
||
Копиями дипломов/сертификатов/удостоверений/свидетельств, заявленных в справке сотрудников, имеющих образование в области: электроснабжения, электронной техники радиотехники, радиосвязи, радиовещания и телевидения, телекоммуникационных систем, сетей связи и систем коммутаций и действующие удостоверения с группой по электробезопасности не ниже III -й, сертификаты/удостоверения по правилам монтажа и строительства оптических муфт и кабелей. |
Не менее 4 (четырех) указанных в справке сотрудников имеют удостоверения с группой по электробезопасности не ниже III -й (ДА/НЕТ) |
5/0 (Да-5 Баллов, нет-0 Баллов) |
|
Не менее 2 (Двух) указанных в справке сотрудников имеют сертификаты/ удостоверения, подтверждающие квалификацию сотрудников в области проектирования либо монтажа и обслуживания структурированных кабельных систем |
10/0 (Да-10 Баллов, нет-0 Баллов) |
||
Не менее 4 (четырех) указанных в справке сотрудников имеют высшее образование в области: электроснабжения, электронной техники, радиотехники, радиосвязи, радиовещания и телевидения, телекоммуникационных систем, сетей связи и систем коммутаций. (ДА/НЕТ) |
5/0 (Да-5 Баллов, нет-0 Баллов) |
||
|
|
|
100 |
Однако частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные требования о предоставлении Участником копии выписки из штатного расписания, составленной не менее за 1 месяц до даты размещения извещения о закупке, подтверждающей наличие в штате заявленных сотрудников и копии трудовых договоров, заявленных сотрудников исключают возможность участника закупки привлекать работников на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, а также не позволяют выявить лучшие условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 3 Критерия N 3 являются ненадлежащими.
Кроме того, порядок оценки по указанному критерию также не содержит пропорциональной зависимости между предложением участника и количеством присвоенных баллов.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статью 8 Закона о контрактной системе.
Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что контракт по результатам электронного конкурса заключен, основания для выдачи предписания об устранении вышеуказанных нарушений отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Инфраструктурный центр электронного правительства" нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на создание локальных вычислительных сетей объектов размещения (зданий) судебных участков мировых судей Астраханской области и агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области (номер извещения 0325200023221000004).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Комиссии Потылицын П.Л.
Участники Комиссии: Балтыкова Е.М.
Абдрахманов И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 августа 2021 г. N 030/06/54.3-1080/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021