Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Джули", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" - Веселова Н.О. (действующий по доверенности Nб/н от 22.01.2021 года), надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту моста через балку Годжур на км 212+775 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Элиста, Республика Калмыкия (реестровый N 0318100043421000045), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.08.2021 поступила жалоба ООО "Джули" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту моста через балку Годжур на км 212+775 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Элиста, Республика Калмыкия (реестровый N 0318100043421000045) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 24.08.2021 года в 09 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
28.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем (далее - конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 80 668 920,00 рублей.
1.В своей жалобе ООО "Джули" указывает, что установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок участников конкурса по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку конкурсной комиссией принимаются к оценке контракты по строительству, капитальному ремонту искусственных сооружений.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 (2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Пунктом 27(3) правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно Конкурсной документации нестоимостный критерий "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее также - нестоимостный критерий) содержит показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "Для оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника закупки" учитываются исполненные контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, капитальному ремонту искусственных сооружений за последние пять лет на дату подачи заявки, с приложением к указанной форме копий ранее исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним, копий оформленных Справок о стоимости выполненных работ и затрат и копий Актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документа по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов".
Комиссия Управления, изучив конкурсную документацию, установила, что порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является ненадлежащим, поскольку в подтверждение опыта Заказчиком принимаются контракты (договоры) только в отношении искусственных дорожных сооружений, которые не поименованы в п.27(3) Правил.
Кроме того, в нарушение п.27(3) Правил Заказчиком сокращен перечень контрактов (договоров), которые могут быть приняты конкурсной комиссией к оценке в подтверждение опыта работ.
Также Комиссия отмечает, что согласно конкурсной документации контракты (договора), предоставленные в подтверждение опыта, должны быть представлены со всеми приложениями.
Однако непредоставление участником закупки приложений к контрактам (договорам) не свидетельствует об отсутствии у него необходимого опыта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают требования части 4, 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что указанные нарушения являются существенными, необоснованно ограничивают возможность победы в конкурсе лиц, не имеющих контрактов (договоров), необходимых в подтверждение опыта в соответствии с конкурсной документацией, а следовательно, создают возможность отказа неопределенного круга лиц от участия в конкурсе, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту моста через балку Годжур на км 212+775 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Элиста, Республика Калмыкия (реестровый N 0318100043421000045) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим части 4, 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту моста через балку Годжур на км 212+775 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Элиста, Республика Калмыкия (реестровый N 0318100043421000045).
3.Выдать государственному заказчику Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту моста через балку Годжур на км 212+775 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Элиста, Республика Калмыкия (реестровый N 0318100043421000045).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 августа 2021 г. N 030/06/54.3-1104/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021