Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "НИИ ЮгПроект", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности от 21.05.2021 N01-06-5), Горской К.В. (действующая по доверенности от 05.08.2021 года N01-06-10), Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года), надлежащим образом извещенных, в присутствии представителя государственного заказчика - Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области - Новиченко Ю.В. (действующая по доверенности Nб/н от 04.08.2021 года), надлежащим образом извещенной, рассмотрев жалобу ООО "НИИ ЮгПроект" на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.08.2021 поступила жалоба ООО "НИИ ЮгПроект" (далее - Заявитель, Общество) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика неверно произведена оценка его заявки по показателю "Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 20.08.2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в отсутствие представителя заявителя ООО "НИИ ЮгПроект", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Смагулова Р.Г. (действующий по доверенности N01-06-6 от 21.05.2021 года), Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности от 21.05.2021 N01-06-5), Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года) и в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей седы Астраханской области - Новиченко Ю.В. (действующая по доверенности Nб/н от 04.08.2021 года).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялись следующие перерывы:
1)до 16:30 23.08.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя ООО "НИИ ЮгПроект", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Горской К.В. (действующая по доверенности от 05.08.2021 года N01-06-10), Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности от 21.05.2021 N01-06-5), Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года) и в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей седы Астраханской области - Новиченко Ю.В. (действующая по доверенности Nб/н от 04.08.2021 года).
2) до 15:00 24.08.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя ООО "НИИ ЮгПроект", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Горской К.В. (действующая по доверенности от 05.08.2021 года N01-06-10), Смагулова Р.Г. (действующий по доверенности N01-06-6 от 21.05.2021 года), Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года) и в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей седы Астраханской области - Новиченко Ю.В. (действующая по доверенности Nб/н от 04.08.2021 года).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
14.05.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем (далее - конкурсная документация).
В извещение и конкурсную документацию вносились изменения.
Измененные редакции документов размещены на официальном сайте 19.05.2021 года, 26.05.2021 года, 02.06.2021 года, 07.07.2021 года, 16.07.2021 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 33 214 562,00 рублей.
1.Согласно доводу Заявителя действия конкурсной комиссии, выразившиеся в непринятии к оценке документов Общества по показателю нестоимостного критерия "Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами" (сведений о сотрудниках Даховой О.О., Курбанове С.О.) являются неправомерными и нарушают требования Закона о контрактной системе.
В силу части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, Комиссия Управления не уполномочена рассматривать доводы жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по указанным нестоимостным критериям. Однако Комиссия вправе проверить соблюдение конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок, утвержденного конкурсной документацией.
Комиссия Управления, изучив конкурсную документацию, установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.08.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационным номером 184 (Заявка участника ООО "НИИ ЮгПроект") по показателю "Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами" присвоено 7,69 баллов (приняты к оценке сведения об 1 сотруднике, из представленных 32).
Так, например: в сведениях о сотруднике Общества Курбанове С.О. отсутствует копия диплома, в сведениях о сотруднике Даховой М.В. отсутствует копия диплома о высшем образовании специалиста или магистра, предоставлен диплом кандидата географических наук.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
В соответствии с пунктом 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно Конкурсной документации критерий "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит показатель "Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами" (далее также - показатель "Трудовые ресурсы"), в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником открытого конкурса в электронной форме копий документов, подтверждающих обеспеченность участника открытого конкурса в электронной форме квалифицированными трудовыми ресурсами. Под квалифицированными трудовыми ресурсам понимается наличие сотрудников с присвоенной ученой степенью по следующим научным специальностям: "Экология", "Почвоведение", "Биологические ресурсы", "Гидрогеология", "Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия", "Геодезия", "Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология" в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 года N 118. при условии наличия сотрудников с присвоенными учеными степенями по каждой из названных научных специальностей. При оценки по показателю, количество представленных сотрудников соответствующей квалификации будет суммировано.
Количество баллов определяется по следующей формуле:
НЦБi2 = КЗ2 х 100 х (K2i / K2max) где:
НЦБi2 - количество баллов; КЗ2 - коэффициент значимости показателя. КЗ2 =0,5;
K2i - предложение участника закупки, чья заявка оценивается;
K2max - максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки;
Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами, подтверждается наличием в заявке всех нижеперечисленных документов:
1. копии трудовых книжек (трудовых договоров) и/или договоров гражданско-правового характера, подтверждающих наличие трудовых отношений работника с участником открытого конкурса в электронной форме;
2. копии свидетельства (иного документа), подтверждающего присвоение ученой степени.
3. копии диплома о высшем образовании специалиста или магистра в каждой из следующих специальностях: "Экология", "Почвоведение", "Биологические ресурсы", "Гидрогеология", "Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия", "Геодезия", "Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология".
Оценка по настоящему показателю будет производиться только при условии одновременного предоставления в качестве подтверждения указанных в пунктах 1, 2 и 3 документов в отношении каждого работника".
Таким образом, Заказчиком в конкурсной документации установлено требование о том, что специалистами признаются сотрудники с присвоенной ученой степенью по следующим научным специальностям: "Экология", "Почвоведение", "Биологические ресурсы", "Гидрогеология", "Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия", "Геодезия", "Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология" в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 года N 118.
Однако конкурсной документацией не установлен перечень документов, которые подтверждают такую ученую степень. Так, свидетельство о присвоении ученой степени не подтверждает специальность, по которой оно получено.
При этом в перечне документов, подтверждающих ученую степень специалиста, Заказчиком установлено требование о предоставлении копии диплома о высшем образовании специалиста или магистра в каждой из следующих специальностях: "Экология", "Почвоведение", "Биологические ресурсы", "Гидрогеология", "Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия", "Геодезия", "Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология".
Однако, требование о том, что специалисты должны иметь диплом о высшем образовании по указанным специальностям конкурсной документацией не установлено.
Кроме того, согласно установленного Заказчиком порядка оценки по показателю "Трудовые ресурсы" ученые степени должны быть присвоены конкретно в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 года N 118 (далее также - Номенклатура).
То есть, при наличии у сотрудника участника закупки необходимой Заказчику ученой степени, присвоенной в соответствии с раннее действовавшим нормативно-правовым актом, конкурсной комиссией Заказчика такой документ не будет принят к оценке, что в свою очередь, ограничивает количество участников закупки.
Также из конкурсной документации следует, что к оценке по показателю "Трудовые ресурсы" будут приниматься только специалисты с присвоенной ученой степенью по каждой специальности, установленной Заказчиком, что вводит в заблуждение участников закупки, относительно того, какие именно специалисты признаются квалифицированными в понимании Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают требования части 4, 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что указанные нарушения являются существенными, необоснованно ограничивают возможность победы в конкурсе лиц, а также создают возможность отказа неопределенного круга лиц от участия в конкурсе, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия Управления отмечает, что в действиях конкурсной комиссии Заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе, поскольку при оценке заявок участников закупки конкурсная комиссия Заказчика руководствовалась требованиями конкурсной документации Заказчика, которая фактически не устанавливает прозрачный и понятный порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами", ввиду чего оснований считать жалобу обоснованной не имеется.
Кроме того, жалоба Заявителя содержит доводы, смысл которых сводится к несогласию с положениями конкурсной документации.
П.3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, установлено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного конкурса дата окончания срока подачи заявок 02.08.2021 10 час. 00 мин. Вместе с тем, жалоба Заявителя поступила в Управление 17.08.2021.
Таким образом, Заявителем нарушены сроки обжалования положений конкурсной документации, предусмотренные статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы жалобы, связанные с оспариванием положений конкурсной документации, не подлежат рассмотрению Комиссией".
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НИИ ЮгПроект" на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим части 4, 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299).
3.Выдать государственному заказчику Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299).
4.Доводы жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299) не рассматривать в соответствии с частью 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Доводы жалобы о несогласии с положениями документации открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299) не рассматривать в связи с пропуском срока на их оспаривание в административном порядке на основании п.3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14.
6. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 августа 2021 г. N 030/06/54.3-1105/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021