Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 13.08.2021 г. N 608 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "Авиакомпания "Скол" (ИНН 8602142790)" (далее - Комиссия), в составе: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи Белгородской области" -, представителя уполномоченного органа - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области -, участника закупки - ООО "Авиакомпания "Скол" -, рассмотрев обращение ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи Белгородской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки ООО "Авиакомпания "Скол",
УСТАНОВИЛА:
ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи Белгородской области" (далее - заказчик, ОГБУЗ "ССМП Белгородской области") в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "Авиакомпания "Скол" (далее - исполнитель) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 01.04.2020 года размещено извещение и документации о проведении электронного аукциона: "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации" (закупка N 0126200000420001112) (далее - Электронный аукцион).
Электронный аукцион проводился на электронной площадке ООО "РТС-Тендер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 866 431,60 рублей.
Объект закупки - выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.04.2020 N 0126200000420001112 (1219 а/с) в соответствии ч. 10 ст. 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается с участником - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВИАКОМПАНИЯ "СКОЛ" ИНН 8602142790, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
08.05.2020 года заключен государственный контракт N Ф.2020.1112, цена которого составила 152 359 065,60 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в порядке и на условиях, установленными Контрактом, выполнить авиационные работы в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их. Код ОКПД 2 - 52.23.19.115.
Пунктом 1.2. Контракта Работы выполняются Исполнителем в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и технического задания на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее - Техническое задание) (приложение N 1 к Контракту).
Согласно пункту 2.2. Контракта Работы выполняются Исполнителем на основании Заявок на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее - Заявка) (приложение N 2 к Контракту), направляемых Заказчиком Исполнителю в порядке, установленном пунктом 8.1 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктом 3.1.1. Контракта Исполнитель обязан выполнять Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и на основании Заявок (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 3.1.6. Контракта Исполнитель обязан предоставлять резервное воздушное судно с экипажем для выполнения Работ по Контракту, соответствующее требованиям к воздушному судну, указанным в пункте 9 Технического задания (приложение N 1 к Контракту):
- в случае обнаружения неисправностей воздушного судна, определенного для выполнения Работ по Контракту;
- в случае проведения планового технического обслуживания воздушного судна, определенного для выполнения Работ по Контракту;
- в иных случаях, предусматривающих невозможность использования воздушного судна, определенного для выполнения Работ по Контракту и/или в иных случаях, не позволяющих безопасно выполнить полет.
В период с 08.05.2020 до 22.06.2021 Исполнителем выполнялись обязательства по выполнению государственного контракта.
На заявки от 23.06.2021 N 81, от 24.06.2021 N 82, от 24.06.2021 N 83, от 25.06.2021 N 84, от 29.06.2021 N 85 Заказчиком от Исполнителя получены уведомления о невозможности выполнения полетов по причине приостановки Росавиацией эксплуатации воздушных судов (приказ Росавиации от 22.06.2021 N 430-П).
Заказчиком в адрес исполнителя направлены претензии от 24.06.2021 N 5/1270, от 25.06.2021 N 5/1277, от 25.06.2021 N 5/1278, от 29.06.2021 N 5/1303, от 29.06.2021 N 5/1304 с требованием об оплате штрафов, предусмотренных пунктом 10.13 Контракта, согласно которому за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, которое не имеет стоимостного выражения, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 100 000,00 рублей.
16.07.2021 ОГБУЗ "ССМП Белгородской области" направило корректировочную претензию от 16.07.2021 N 5/1462 Исполнителю. Как следует из содержания претензии, уведомление о наличии обстоятельств непреодолимой силы от Исполнителя не поступило, резервное судно с экипажем для выполнения работ в течение одних суток в соответствии с пунктом 3.1.6 Контракта не представлено. В связи с тем, что согласно корректировки данных по условиям Контракта, заявка имеет стоимостное выражение, заказчиком за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, на основании пункта 10.10 Контракта выставлен штраф в размере 761 795,33 рублей, из расчета 0,5% цены Контракта за каждый день. Также Заказчиком предложено рассмотреть возможность взыскания указанной суммы из Банковской гарантии.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 14.8 Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 14.6 Контракта, стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.07.2021 ОГБУЗ "ССМП Белгородской области" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неоднократным нарушением условий Контракта Исполнителем.
В этот же день указанное решение направлено ООО "Авиакомпания "Скол" посредством электронной почты и Почты России, и размещено на сайте ЕИС.
На основании отслеживания на официальном сайте Почты России, Заказчиком датой надлежащего уведомления признана 28.07.2021 (дата вручения Исполнителю).
Следовательно, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым с 10.08.2021 года.
Информация о расторжении государственного контракта N Ф.2020.1112 от 08.05.2020 года размещена Заказчиком в ЕИС 10.08.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пояснениям представителя ООО "Авиакомпания "Скол", Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации приказом от 22.06.2021 N 430-П введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта ООО "Авиакомпания "Скол" на выполнение коммерческих воздушных перевозок N 228 и сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ N АР-07-11-005 путем аннулирования спецификаций на воздушные суда: L410UVP-E20 RA-67067, L410UVP-E20 RA-67068, L410UVP-E20 RA-67069, L410UVP-E20 RA-67070, L410UVP-E20 RA-67071, МИ-8AMT RA-22729, МИ-8AMT RA-22747, МИ-8AMT RA-22700, МИ-8AMT RA-22839, МИ-8AMT RA-22840, МИ-8AMT RA-22824, МИ-8AMT RA-22829, МИ-8AMT RA-22834, МИ-8AMT RA-22928, МИ-8AMT RA-24656, МИ-8AMT RA-24659, МИ-8AMT RA-24565, МИ-8AMT RA-24584, МИ-8AMT RA-24600, МИ-8AMT RA-24623, МИ-8AMT RA-24630, МИ-8AMT RA-24638, МИ-8AMT RA-24646, МИ-8AMT RA-24635, МИ-8MTB-1 RA-22636, МИ-8MTB-1 RA-22583, МИ-8MTB-1 RA-22582, AHCAT RA-20019, AHCAT RA-20020, AHCAT RA-20021, AHCAT RA-20039, AHCAT RA-20036, AHCAT RA-20040.
В связи с введенными ограничениями, указанные воздушные суда не могут эксплуатироваться ООО "Авиакомпания "Скол" для выполнения полетов, в том числе в целях выполнения полетов санавиации. Все самолеты Л-410 имеющиеся в парке авиакомпании в настоящее время не эксплуатируются из-за введенных ограничений.
Таким образом, в авиационном парке Исполнителя, не осталось воздушных судов, соответствующих требованиям Контракта и законодательства для выполнения авиационных работ в целях оказания медицинской помощи.
Оперативно получить воздушные суда, на свободном рынке, с указанными в Контракте характеристиками не представляется возможным.
В связи с чем, выполнение Контракта N Ф.2020.1112 от 08.05.2020 на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации заключенного между ООО "Авиакомпания "Скол" и ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи Белгородской области" не представляется возможным по объективным причинам.
ООО "Авиакомпания "Скол" оказалась заложником указанной ситуации, спор с собственником воздушных судов АО "Государственная транспортная лизинговая компания" привел к приостановке выполнения принятых обязательств по Контракту.
Исполнителем представлены сведения о возбуждении производства по делу Арбитражным судом города Москвы (дело N А40-128050/2021) между ООО "Авиакомпания "Скол" и АО "Государственная транспортная лизинговая компания" о признании недействительными сделки по одностороннему отказу от исполнения договоров финансовой аренды (лизинга).
В материалы дела представлены копии писем авиакомпаниям для рассмотрения возможности заключения договора субподряда с ООО "Авиакомпания "Скол" для выполнения работ по Контракту от 08.05.2020 N Ф.2020.1112 на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи:
- в адрес ООО "Авиакомпания "ЯНТАРЬ" от 24.06.2021 N 415, на которое получен ответ от 24.06.2021 N 391 об отказе в содействие по выполнению работ по Договору N ф.2020.1112 от 08.05.2021 на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, так как ООО "Авиакомпания "ЯНТАРЬ", не имеет в своем пользовании данного типа воздушных судов;
- в адрес ЗАО "Авиакомпания "Росвертол-Авиа" от 24.06.2021 N 564, на которое получен ответ от 24.06.2021 N 911 о том, что на данный период ЗАО "Авиакомпания "Росвертол-Авиа" не имеет технической возможности взять в субподряд данные авиаработы;
- в адрес АО "Авиакомпания "УТКУС" от 24.06.2021 N 618, на которое получен ответ от 24.06.2021 N 6 о том, что АО "Авиакомпания "УТКУС" не имеет технической возможности выполнения полетов по линии санитарной авиации в интересах ООО "Авиакомпания "Скол" на запрошенном типе воздушного судна, поскольку заявленный тип воздушного судна в сертификате эксплуатанта отсутствует;
- в адрес АО "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд" от 24.06.2021 N 689, на которое получен ответ от 24.06.2021 N 893 о том, что АО "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд" не имеет возможности взять работы субподряд по представленному договору N Ф.2020.1112 от 08.05.2020, в виду отсутствия воздушных судов, которые необходимы по требованиям технического задания.
Таким образом, принимая во внимание материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований во включении сведений об ООО "Авиакомпания "Скол" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Исполнителем предпринимались все возможные своевременные действия по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, согласно государственного контракта от 08.05.2020 N Ф.2020.1112 на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи Белгородской области" в отношении ООО "Авиакомпания "Скол" (ИНН 8602142790), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 19 августа 2021 г. N 031/06/104-578/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021