Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 13.08.2021 N 603 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Данилова Сергея Васильевича (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, в присутствии представителей заказчика - Белгородская областная Дума (доверенность от 17 августа 2021 года N 690/1.1-21), (доверенность от 17 августа 2021 года N 692/1.1-21), (доверенность от 17 августа 2021 года N 691/1.1-21) и (доверенность от 17 августа 2021 года N 693/1.1-21), уполномоченного органа - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области - (доверенность от 03.02.2021 N 34-1-06/81) и (доверенность от 14.01.2021 N 34-1-06/18), заявителя - ИП Данилов Сергей Васильевич, рассмотрев материалы дела N 031/06/64-574/2021 по жалобе ИП Данилова Сергея Васильевича на положения документации об электронном аукционе на поставку операционной системы и пакета офисных программ (закупка N 0126200000421003178) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Данилова Сергея Васильевича на положения документации об электронном аукционе "Поставка операционной системы и пакета офисных программ" (закупка N 0126200000421003178 (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что при проведении закупки допущены нарушения Закона о контрактной системе. А именно:
1. Заказчиком не опубликованы разъяснения по документации об электронном аукционе согласно поданному запросу N 100612611 от 10.08.2021, что нарушает статью 65 Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в части невозможности указания эквивалента и установление избыточного требования по наличию CRM системы. Так, в качестве невозможности указания эквивалента указана ссылка на ранее заключенный контракт что, по мнению Заявителя, необоснованно. CRM - это программа, предназначенная для работы с клиентами компании, то есть коммерческих организаций, тогда как Заказчик не является такой организацией, по мнению Заявителя, установление данного требования является избыточным.
Заказчик - Белгородская областная Дума и уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представили возражения на жалобу ИП Данилова Сергея Васильевича, с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Данилова Сергея Васильевича, возражения заказчика, выслушав участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 04.08.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - Поставка операционной системы и пакета офисных программ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 928 800,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Данилова Сергея Васильевича контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона: дата и время окончания подачи заявок 13.08.2021 09:00.
Запрос о предоставлении разъяснений положений документации, на который Заказчик в силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе обязан дать ответ должен поступить Заказчику не позднее 09.08.2021.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона: дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации: 11.08.2021 23:59.
Комиссией установлено, что запрос на разъяснение положений документации поступил 10.08.2021 17:48.
Таким образом, запрос на разъяснение положений документации об Электронном аукционе поступил за пределами срока, установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, соответственно, у Заказчика не наступила обязанность по даче соответствующих разъяснений.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании описания объекта закупки применены соответствующие позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог):
58.29.21.000-00000004 "Пакет офисных программ",
58.29.11.000-00000002 "Операционная система".
Позиция КТРУ 58.29.11.000-00000002 "Операционная система" не содержит соответствующих характеристик товара.
В позиции КТРУ 58.29.21.000-00000004 "Пакет офисных программ" установлены следующие обязательные характеристики:
Компоненты (характеристика является обязательной для применения):
Браузер
Графический редактор
Органайзер
Почтовое приложение
Редактор баз данных
Редактор баз данных
Редактор диаграмм
Редактор заметок
Редактор формул
Редактор электронных таблиц
Средство просмотра документов
Средство разработки
Текстовый редактор
Управление проектами.
Дополнительные характеристики установлены Заказчиком в соответствии с потребностью.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии со Спецификацией на поставку операционной системы и пакета офисных программ Заказчиком приведено соответствующее обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре.
Так согласно пункту 5.6.1 "Требования к функционалу серверной версии ПО" вышеупомянутой Спецификации обусловлено необходимостью производственных задач и управления системами.
Кроме этого в пункте 5.14 "Требования к функциональному разделу "Управление взаимоотношением с клиентами (CRM)" обусловлено необходимостью обеспечения функциональной потребности.
Наряду с установленными запретами согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчику допускается использование в описание объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
Согласно пункту 5.4 Раздела 5 Спецификации на поставку операционной системы и пакета офисных программ Заказчик установил требование в описание объекта закупки и указал, что ПО обеспечивает совместимость с офисным пакетом: P7-офис, ссылаясь на ранее заключенный государственный контракт N 01262000004200043985, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 года "Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" утверждены общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), а также обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик.
Так согласно обязательному перечню "Отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик", "офисный редактор" не включен.
Согласно пояснением Заказчика CRM модуль необходим для автоматизации и управления процессами внутри органа законодательной власти в таких приоритетных направлениях как: проектное управление, работа с наказами избирателей, исполнение наказов избирателей, ведение баз данных по реализуемым проектам, командная работа, контроль исполнения мероприятий, напоминание о сроках исполнения поручений, планирование встреч и совещаний, отслеживание статуса исполнения.
Так же Заказчик планирует использовать CRM систему для повышения качества принятия управленческих решений за счет оперативности, полноты и достоверности обрабатываемой информации, улучшения взаимодействия с государственными органами, ведения базы данных пользователей, которая может использоваться сотрудниками для взаимодействия между ними.
Стоит отметить, что существующие тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе обусловлены необходимостью обеспечения взаимодействие ведомств друг с другом (межведомственное взаимодействие). Использование CRM модуля в составе серверной версии пакета отечественных офисных программ позволит, в свою очередь, более качественно и оперативно решать данные задачи.
В ходе заседания Комиссии было установлено, что при формировании заказа, определении условий закупки, обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком было получено три коммерческих предложения, готовых исполнить контракт на объявленных условиях (копии коммерческих предложений представлены в материалы дела).
Таким образом, при указанных обстоятельствах, доводы жалобы ИП Данилова Сергея Васильевича в части утверждения, что Заказчиком были нарушены правила описания объекта закупки в части невозможности указания эквивалента и установление избыточного требования по наличию CRM системы не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Данилова Сергея Васильевича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 19 августа 2021 г. N 031/06/64-574/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021