Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "Уралинвест" на действия заказчика МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика" при проведении электронного аукциона на строительство тротуаров на территории Ялуторовского района, в рамках реализации программы: "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Ялуторовского района на 2021-2023 годы" в 2021 году (реестровый номер закупки 0167300017621000026),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также - Тюменское УФАС России) 17.08.2021 по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО "Уралинвест" на действия заказчика МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика" при проведении электронного аукциона на строительство тротуаров на территории Ялуторовского района, в рамках реализации программы: "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Ялуторовского района на 2021-2023 годы" в 2021 году.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа.
Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно установлено требование в документации о закупке о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ (а именно, песок, щебень, битумы нефтяные, смеси асфальтобетонные).
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на поступившую жалобу заявителя (вх.N 8474 от 19.08.2021) из которых следует, что ни положениями технического задания, ни условиями проекта муниципального контракта, документацией об аукционе не установлено требование к содержанию первой части заявки документацией об аукционе предоставление конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ.
Заказчиком представлены письменные возражения на поступившую жалобу заявителя (вх.N 8469 от 18.08.2021) из которых следует, что согласно раздела 3.2.2 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения (оказания) которых не поставляется товар участнику закупки достаточно в первой части заявки выразить согласие на выполнение работ (оказание услуг) предусмотренных документацией об электронном аукционе. Кроме того, согласно приложению N 1 (техническое задание) в разделе "описание объекта закупки", требование о предоставлении конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ не установлено. Вместе с тем, ни положениями технического задания, ни условиями проекта муниципального контракта, документацией об аукционе не установлено требование к содержанию первой части заявки документацией об аукционе предоставление конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ.
Представители заказчика и уполномоченного органа просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Ялуторовского района Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на строительство тротуаров на территории Ялуторовского района, в рамках реализации программы: "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Ялуторовского района на 2021-2023 годы" в 2021 году, с начальной (максимальной) ценой контракта 7 121 438,08 рублей, в интересах заказчика МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика".
Информация об электронном аукционе была размещена 11.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300017621000026.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Законодателем прямо предусмотрено, что документация о закупке обязательно должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, позволяющую определить порядок заполнения заявки на участие в аукционе, конкретный перечень товаров, в отношении которых необходимо дать предложения, конкретный перечень показателей, в отношении которых необходимо указать значения.
Важно отметить, что инструкция участникам закупки - это документ, содержащий основные правила и требования к заполнению форм, представленных в составе документации о закупке, и оформлению заявки. При этом, инструкция по заполнению заявки играет определяющую роль для участников закупок в целях предотвращения возникновения ошибок при заполнении и формировании своих заявок, возникновения разночтений в понимании заполнения заявок, поскольку инструкция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должна содержаться в составе документации о закупке в качестве обязательного раздела.
Очевидно и то, что заказчик должен учитывать запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Техническим заданием (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) предусмотрено, что подрядчику надлежит выполнить подготовительные работы, разбивку оси тротуара, земляные работы, дорожное покрытие, обустройство тротуара, наружное освещение.
Указанные подателем жалобы материалы (песок, щебень, битумы нефтяные, смеси асфальтобетонные) используются подрядчиком непосредственно при строительстве тротуаров на территории Ялуторовского района.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в данном случае при выполнении работ по строительству тротуаров на территории Ялуторовского района, заказчик не вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей товаров используемых при выполнении работы, поскольку товары необходимые для выполнения работ не передаются заказчику по результатам выполнения указанных работ, указанные товары не принимаются к бухгалтерскому учету заказчика, более того, товары указанные в локально-сметных расчетах являются строительным и расходным материалом, используемым при выполнении работ.
Нельзя не отметить, что заявитель указывая на то, что заказчиком неправомерно установлено требование в документации о закупке о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, вместе с тем, не указывает конкретный пункт документации о закупке которым предусмотрено указанное требование.
Подводя итог вышеизложенному, заказчик в данном случае не вправе требовать от участников закупки указания в заявке конкретных показателей товара, при этом, пунктом 1 раздела 3.2.2 документации о закупке (инструкция по заполнению первой части заявки) прямо предусмотрено, что при заключении контракта на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения (оказания) которых не поставляется товар участнику закупки достаточно в первой части заявки выразить согласие на выполнение работ (оказание услуг) предусмотренных документацией об электронном аукционе, то есть участнику закупки не требуется указывать в составе первой части заявки конкретные показатели товаров используемых при выполнении работ.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях муниципального заказчика каких-либо нарушений требований законодательства о контрактной системе, и полагает необходимым признать жалобу ООО "Уралинвест" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Уралинвест" на действия заказчика МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика" при проведении электронного аукциона на строительство тротуаров на территории Ялуторовского района, в рамках реализации программы: "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Ялуторовского района на 2021-2023 годы" в 2021 году (реестровый номер закупки 0167300017621000026) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 августа 2021 г. N 072/06/44/155/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021