Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Оператор "электронного правительства":
в отсутствие представителей Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ЭвэяСофт", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9413 от 10.08.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по сопровождению системы электронного документооборота Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено Заказчиком 08.06.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 597 000,00 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает, что конкурсная документация составлена Заказчиком не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в связи с чем невозможно установить количество (объем) указанных услуг.
Комиссией установлено, что конкурсной документацией, размещенной Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, по оспариваемым положениям установлено следующее:
"4.2.1. Консультации и обучение пользователей СЭД ЛО, настройка новых рабочих мест и обучение новых пользователей.
Консультации и обучение пользователей СЭД ЛО, настройка новых рабочих мест и обучение новых пользователей включают в себя следующие мероприятия:
- организацию обеспечения оперативной помощи пользователям в процессе эксплуатации СЭД ЛО. Поддержка связи по горячей линии осуществляется посредством телефонной линии (контактного телефона/факса) и электронной почты;
- модификацию, при необходимости, отдельных технических инструкций, определяющих порядок действий пользователя при использовании принятой в эксплуатацию версии (модификации) СЭД ЛО в нестандартных ситуациях;
- внесение уточнений в руководство пользователя СЭД ЛО при обновлении версии;
- подключение новых пользователей по заявкам;
- проведение обучения новых пользователей;
- выезд специалистов Исполнителя непосредственно на объекты по заявкам.
Запросы (заявки) подаются по электронной почте или по телефону "горячей линии". Исполнитель обязан проинформировать Заказчика о номере телефона "горячей линии" и адресе электронной почты в первый рабочий день оказания услуг. Прием заявок и консультирование пользователей в режиме "горячей линии" осуществляется с 09.00 до 18.00 по рабочим дням.
Заказчик предоставляет доступ к единой службе технической поддержки органов исполнительной власти (далее - программа Бизон), в которой фиксируются все заявки от заявителей по Системе. Исполнитель предоставляет Заказчику необходимые данные для организации удаленного доступа к программе Бизон, а Заказчик предоставляет данные для работы в программе Бизон.
Исполнитель отслеживает поступление заявок в программе Бизон. Заказчик так же может информировать Исполнителя о поступлении заявки по электронной почте или по телефону. По результату выполнения заявки Исполнитель закрывает данную заявку в единой службе технической поддержки органов исполнительной власти, путем авторизации в программе Бизон и внесения необходимых данных для закрытия заявки.
Исполнитель для обработки запроса может запросить у заявителя, создавшего запрос, необходимые технические данные для исполнения запроса (ссылку, указывающую на проблему, снимок экрана, на котором видна проблема, описание выполненных действий в Системе).
Время решения заявки отсчитывается с момента занесения запроса (заявки) в программу Бизон и включает в себя время ожидания ответа от Пользователя на уточняющие вопросы по заявке, озвученные по телефону или направленные по электронной почте.
Максимальное время ответа на запросы пользователей Системы в рамках оказания услуг по консультированию составляет не более 1 (одного) рабочего дня.
В случае неисправности или нарушения работоспособности автоматизированных рабочих мест, срок исполнения заявки продлевается до момента предоставления Заказчиком необходимой замены или окончания ремонта.
Настройка новых рабочих мест в ОИВ и их подведомственных учреждениях (подключение подведомственных учреждений к СЭД ЛО осуществляется в рамках структуры курирующего комитета на получение входящих документов, расписанных по резолюции на руководителя подведомственного учреждения) производится в следующем порядке:
- Исполнителем проводятся работы по вводу логинов пользователей, настройке рабочих столов нового пользователя, назначению прав;
- выдается краткая инструкция по настройке общесистемного программного обеспечения и подключению пользователя к СЭД ЛО;
- осуществляется консультирование пользователей по подключению к СЭД ЛО;
- проверяется получение документов пользователем.
Ориентировочное количество заявок/консультаций в месяц - 250. Максимальное количество заявок - не более 450.
Максимальное количество подключений новых пользователей/обучений в месяц - 90.".
В части доводов Заявителя об отсутствии разграничения прав на объекты интеллектуальной собственности системы электронного документа оборота Комиссией установлено следующее.
Пунктами 4.2 и 5.2 технического задания предусматривается следующее:
"Услуги по модификации программного обеспечения систем выполняются по письменной заявке Заказчика с целью обеспечения бесперебойной работы СЭД ЛО в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере делопроизводства и документооборота.
При модификации программного обеспечения выполняются следующие мероприятия:
- систематизация и анализ поступивших письменных предложений и замечаний от пользователей;
- согласование с Заказчиком и Функциональным заказчиком частных технических заданий на модификацию версий СЭД с целью устранения выявленных ошибок".
Представитель Заказчика пояснил, что таблица 3 технического задания предусматривает общий перечень сетевых доступов и связности виртуальных серверов, необходимых для функционирования/сопровождения информационной системы.
Комиссией также установлено, что разделом 4.2 и 5.3 технического задания предусматривается установка модифицированных версий специального программного обеспечения на серверах локально-вычислительной сети и автоматизированного рабочего места пользователей системы электронного документооборота Ленинградской области.
Представитель Заказчика пояснил, что исполнитель согласовывает с Заказчиком сроки оказания услуг по обновлению системы электронного документооборота Ленинградской области и необходимость проведения дополнительного обучения пользователей, после чего Исполнитель должен осуществить перевод органов исполнительной власти Ленинградской области на использование новой версии системы электронного документооборота Ленинградской области.
Представитель Заказчика также указал, что по доводу о неоднозначности охватываемой сферы в закупочной документации, пояснение содержится в наименовании услуги "перевод органов исполнительной власти Ленинградской области на использование новой версии системы электронного документооборота Ленинградской области", при этом Заказчик не ограничивает Исполнителя в выборе способов оказания данной услуги.
Комиссией установлено, что в техническом задании также указано, что программное обеспечение системы электронного документооборота Ленинградской области развернуто на серверном оборудовании Заказчика, перечень серверов также указан в техническом задании.
Представитель Заказчика также указал, что требование к времени обновления программного обеспечения Заказчиком не установлено, что предполагает право Исполнителя осуществлять данные действия в любое удобное для Исполнителя время.
Комиссией также установлено, что в пункте 4.2.1 технического задания описаны все способы взаимодействия Заказчика и Исполнителя (горячая линия, электронная почта, доступ к программе Бизон).
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что техническое задание не содержит описания, какие документы включает в себя документация на программное обеспечение.
Комиссией установлено, что техническим заданием установлено следующее:
"4.2.3.2. Установка общего программного обеспечения
В рамках оказания услуг по рабочим дням Исполнитель осуществляет установку общего программного обеспечения.
Установка общего программного обеспечения осуществляется по результатам оказания услуг "Восстановление работоспособности общего программного обеспечения в случае сбоя".
Установка общего программного обеспечения выполняется в соответствии с документацией разработчиков общего программного обеспечения.
4.2.3.3. Настройка общего программного обеспечения
В рамках оказания услуг по рабочим дням Исполнитель осуществляет настройку общего программного обеспечения.
Настройка общего программного обеспечения осуществляется по результатам оказания услуг "Мониторинг работоспособности общего программного обеспечения", "Восстановление работоспособности общего программного обеспечения в случае сбоя", "Установка общего программного обеспечения.
Настройка общего программного обеспечения выполняется в соответствии с документацией разработчиков общего программного обеспечения.
В отношении операционных систем на серверах Системы осуществляется:
- настройка общего программного обеспечения, включая управление устройствами хранения данных;
- остановка или перезапуск системных служб, не влияющих на функционирование Системы;
- перезапуск общего программного обеспечения для применения настроек;
- профилактический перезапуск общего программного обеспечения по результатам мониторинга.
В отношении прочего общего программного обеспечения на серверах Системы осуществляется:
- настройка программного обеспечения для корректной работы Системы;
- изменение расположения журнальных файлов программного обеспечения;
- профилактический перезапуск или остановка программного обеспечения на время выполнения настроек.".
Представитель Заказчика указал, что на основании выше изложенных пунктов установка и настройка программного обеспечения осуществляется не в соответствии с документацией Заказчика, а в соответствии с документацией разработчиков.
Комиссией также установлено, что оказание услуг в соответствии с разделом 4.2.7 технического задания осуществляется в соответствии с технической и эксплуатационной документацией на шифровальные (криптографические) средства.
Представитель Заказчика также указал, что имеющихся в размещенной документации сведений достаточно для определения объема оказываемых услуг и формирования участниками своего ценового предложения.
В доводах жалобы Заявитель также отмечает, что техническое задание, установленное Заказчиком, не содержит сведений о количестве автоматизированных рабочих мест, что не позволяет определить объем оказываемых услуг.
Представитель Заказчика пояснил, что количество автоматизированных рабочих мест может быть определено только на момент заключения договора, но не может быть определено Заказчиком на будущее, поскольку данное количество постоянно изменяется в связи с приемом/увольнением сотрудников.
Представитель Заказчика также указал, что поскольку количество заявок, рабочих мест заранее невозможно определить, пунктом 4.2.1. Технического задания установлено следующее:
"Ориентировочное количество заявок/консультаций в месяц - 250. Максимальное количество заявок - не более 450.
Максимальное количество подключений новых пользователей/обучений в месяц - 90".
Комиссия также установила, что доводы пункта 4.7 жалобы Заявителя не могут быть предметом для рассмотрения в ходе заседания антимонопольного органа в связи с тем, что частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Проанализировав представленные сторонами документы и пояснения, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика при установлении требований в конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭвэяСофт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 августа 2021 г. N 047/06/54.3-1819/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021