Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика -- филиала Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Дизельфорс":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9544 от 11.08.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку электротехнического оборудования.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком 12.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 211 258,13 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает решение аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
Конкретные показатели поставляемого товара содержатся в Приложении N2 к Техническому заданию (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержится в Приложении N3 к Техническому заданию (далее - Инструкция).
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2021 N0345100003721000092-1-1 заявка Заявителя на участие в электронном аукционе была признана не соответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: п. 2 Требований к Товарам Заказчиком установлено: Кнопка предназначена для оперативного управления контакторами (магнитными пускателями) и реле автоматики в электрических цепях переменного тока частотой 50 Гц, , напряжением до 660 В или постоянного тока напряжением до 400 В. Участник закупки предоставил: Кнопка предназначена для оперативного управления контакторами (магнитными пускателями) и реле автоматики в электрических цепях переменного тока частотой 50 Гц, , напряжением 660 В, постоянного тока напряжением 400 В. В соответствии с инструкцией по заполнению заявок участник должен был оставить одно конкретное значение без применения слов или. Замена слова или на запятую инструкцией по заполнению заявок не предусмотрено".
Комиссией установлено, что инструкция содержит следующие положения:
"Если в техническом задании (описании объекта закупки) (далее - техническое задание) Раздела "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" значение показателей предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 2 инструкции, показатели не являются указанием конкретных показателей товара.
Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющее установить соответствие характеристик товара требованиям настоящей документации, не является указанием конкретных показателей товара.
_Используя указанные в пункте 1.2 инструкции слова при описании значений показателей товара в первой части заявки, участник закупки вправе сопровождать такие слова указанием на реквизиты документа, выданного производителем (изготовителем) товара либо выданный в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ (сертификат соответствия, декларации качества, регистрационное удостоверение, паспорт товара, протокол испытаний и т.п.), определяющий характеристики товара, с использованием слов, указанных в пункте 1.2 инструкции.
Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 1.2 инструкции, и не позволяющее определить точное значение характеристик товара, без сопровождения таких слов указанием на документ производителя, не является указанием конкретных показателей товара.
Допустимо использовать слова "от _ до_" и "включая диапазон от _ до", "
", "
-
", "
", "
", "
",">" при указании конкретных показателей товара, выраженных диапазоном при условии указания в техническом задании диапазонов соответствующих значений со словами "включая диапазон от _ до _" или "в диапазоне от _ до _".
Участник закупки вправе использовать знаки "+", "-" и "+/-","_-_", "от до
", "
-
", "
" , "
", "
", ">" при описании погрешности, точности (отклонения), температур и градусов (углов), при условии что техническим заданием требуется указать такую погрешность, точность (отклонение), температуру и градусы (углы). При этом, участник при описании таких погрешностей, точностей (отклонений) вправе использовать слова "не более", "не менее", "менее", "более".".
Комиссией установлено, что по спорному показателю к товару "Кнопка красная с возвратом с РРР" Заказчиком установлено требование "Кнопка предназначена для оперативного управления контакторами (магнитными пускателями) и реле автоматики в электрических цепях переменного тока частотой 50 Гц, напряжением до 660 В или постоянного тока напряжением до 400 В".
Комиссией установлено, что Заявитель в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе участник по спорному показателю указал конкретное (точное) значение показателей товара "Кнопка предназначена для оперативного управления контакторами (магнитными пускателями) и реле автоматики в электрических цепях переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 600 В, постоянного тока напряжением 400 В".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с в нарушение вышеуказанных требований инструкции по заполнению заявок Заявитель заменил союз "или" на знак ",", что не предусмотрено положениями инструкции, следовательно, аукционная комиссия правомерно признала заявку заявителя не соответствующей требованиям инструкции.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что согласно предоставленным заявка на участие в электронном аукционе, а также информации, размещенной в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2021 N0345100003721000092-1-1, аукционной комиссией признаны несоответствующими все 3 поданные заявки.
Комиссией установлено, что все потенциальные участники электронного аукциона не допущены до участия в электронном аукционе в связи с заполнением заявки в части указания конкретных показателей спорного требования "Кнопка предназначена для оперативного управления контакторами (магнитными пускателями) и реле автоматики в электрических цепях переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 600 В, постоянного тока напряжением 400 В" не в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В жалобе Заявитель также приводит довод о том, что указание в заявке технических характеристик напряжения сети только лишь переменного тока или же только постоянного тока было бы неверным в связи с тем, что кнопка позволяет работать как в сетях с переменным напряжением, так и в сетях с напряжением постоянного тока.
Таким образом, сделав потенциальный выбор в пользу переменного либо постоянного напряжения сети, участник может быть отклонен в связи с отражением неполных характеристик об изделии.
Также в связи с невозможностью применения слов согласно п.1.2 инструкции по заполнению заявки (а именно: "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-") участник закупки не должен указывать союз "или" в заявке, тогда как спорное требование не является требованием к вариантам значений показателя товара.
Таким образом, положения инструкции содержат противоречивые положения, которые не смог истолковать надлежащим образом ни один участник электронного аукциона.
В связи с указанным обстоятельством, Комиссия приходит к выводу о целесообразности выдачи предписания о внесении изменений в аукционную документацию, поскольку инструкция по заполнению заявки не соответствуют действительным требованиям Заказчика, которые он предъявляет к закупаемому товару, а также не позволяет потенциальным участникам электронного аукциона однозначным образом определить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дизельфорс" необоснованной;
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 1 статьи 64;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 августа 2021 г. N 047/06/67-1837/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021