Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Региональный мониторинговый центр":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Эвэясофт", извещённого о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9613 от 12.08.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения подсистемы мониторинга территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы "Система-112 Ленинградской области".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 04.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 350 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом составлена аукционная документация, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 4.2.4 описанием объекта закупки исполнитель обязан предоставлять модернизированные версии Системы (подсистемы мониторинга территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы "Система-112 Ленинградской области").
Требования данного пункта предполагают внесение изменений (модификацию, доработку) программного обеспечения.
В соответствии с пунктом 3 описания объекта закупки:
"Программное обеспечение подсистемы мониторинга территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы "Система-112 Ленинградской области" принадлежит ГКУ ЛО "РМЦ" на условиях простой неисключительной лицензии. Разработчиком Программного обеспечения подсистемы мониторинга территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы "Система-112 Ленинградской области" является ООО "НТЦ "Протей".
Наличие у Заказчика стандартной простой неисключительной лицензии включает в себя только право использования программного обеспечения.
При этом описание объекта закупки не содержит информации о представлении ООО "НТЦ "Протей" Заказчику право модификации программного обеспечения и право передачи программного обеспечения для модификации третьими лицами.
Кроме того, если такое право предоставлено, то описание объекта не содержит порядка передачи такого права третьим лицам, в частности, исполнителю работ по государственному контракту. Если такое право не предоставлено, то выполнить работы в соответствии с техническим заданием может только ООО "НТЦ "Протей". Также техническое задание не содержит информации, кому будет принадлежать права на объекты интеллектуальной собственности Системы после модернизации, предусмотренной разделом 4.2.4 технического задания.
В соответствии с пунктом 4.2.4.1 описания объекта закупки Исполнитель обязан предоставлять модернизированные версии Системы (подсистемы мониторинга территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы "Система-112 Ленинградской области"), соответствующие измененным требованиям Федерального законодательства, в срок не позднее одного календарного месяца с даты вступления нормативного документа, решения в силу.
При этом не определен перечень нормативных документов, изменения которых влекут за собой внесение изменений в программное обеспечение, а также максимальное количество модернизаций в рамках оказания услуг
В соответствии с пунктами 4.2.4.1 и 4.2.4.2 описания объекта закупки исполнитель обязан предоставлять модернизированные версии системы (подсистемы мониторинга территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы "Система-112 Ленинградской области") и пакет обновленной эксплуатационной документации в составе модернизированной версии.
При этом техническое задание не содержит обязательств заказчика по передаче Исполнителю исходных кодов программного обеспечения системы, технической и эксплуатационной документации на систему, в которую требуется внести изменения, а также необходимой для оказания всех услуг в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с пунктом 4.2.5 описания объекта закупки Исполнитель обязан оказать услуги по Обслуживанию и сопровождению общего ПО указанного в Приложении N 1.
При этом, Приложение N 1 не содержит перечня общего программного обеспечения. Также не детализирован перечень услуг, включенных в обслуживание и сопровождение общего ПО.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, правовой подход Заказчика сводится к ограничению числа участников, что противоречит целям проведения закупки и принципам Закона о контрактной системе.
Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, четвертой довод жалобы Комиссией не принимается, так как заявителем не представлено доказательств, что в аукционной документации содержатся противоречия, не позволяющие подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарантстрой" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 августа 2021 г. N 047/06/64-1845/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021