Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Лаврентьева и партнеры", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9715 от 13.08.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание агентских услуг по истребованию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 23.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом составлена конкурсная документация, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в конкурсной документации определено следующее:
"Баллы по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого объема, выраженный в количестве договоров по взысканию задолженностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области, исполненных за период 2017-2020 гг." (далее также Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО) рассчитываются в соответствии с данными формы 2 "Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО" и представленными документами.".
Комиссией также установлено, что конкурсной документацией, размещенной Заказчиком, установлено, что присвоение баллов по показателю "Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО" осуществляется на основании следующей шкалы:
Значимость показателя % |
Количество баллов |
Шкала значений показателя |
40 |
100 |
Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО - 10 и более договоров |
80 |
Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО - 7-9 договоров |
|
60 |
Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО - 4-6 договоров |
|
40 |
Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО - 2-3 договора |
|
20 |
Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО - 1 договор |
|
0 |
Если сведения об опыте участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО не предоставлены, или такие сведения не подтверждены |
Сведения, указанные в форме 2 должны подтверждаться копиями договоров участника конкурса (со всеми изменениями и приложениями) на оказание аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО за период 2017-2020 гг., исполненных или частично исполненных без штрафов и пеней, и копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по таким договорам.
В случае отсутствия в составе заявки подтверждающих документов: копий договоров (со всеми изменениями и приложениями) и (или) копий актов оказанных услуг по конкретному договору, указанному в форме 2, либо представления документов по договору не в полном объеме, либо наличия по таким договорам штрафов/пеней при проведении оценки по показателю "Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в сфере ЖКХ ЛО" сведения по данному договору учтены не будут. Учету подлежат договоры, заключенные и исполненныеили частично исполненные в период с 01.01.2017 по дату подачи заявки на участие в конкурсе. Частично исполненные договоры подлежат учету в случае наличия по таким договорам копий актов сдачи-приемки оказанных услуг, свидетельствующих об исполнении хотя бы одного этапа, заявки или любой другой части такого договора.
В случае представления в составе заявки копий договоров и актов сдачи-приемки оказанных услуг не в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области сведения по данному договору учтены не будут.
В случае подтверждения наличия опыта по данному показателю теми же документами, что и по показателю "Опыт участника по оказанию аналогичных услуг", дополнительно представлять такие документы не требуется.".
Комиссией установлено, что на основании вышеизложенного Заказчиком определно, что для подтверждения опыта участника по данному показателю аналогичными услугами (сопоставимого характера), являются услуги (исполненные контракты) по оказанию услуг сопоставимого объема, исключительно в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области, исполненных за период 2017-2020 гг.
При этом, на заседании Комиссии представитель Заказчика не смог предоставить доказательство обоснованности указанного выше требования о предоставлении исполненных контрактов в качестве подтверждения опыта исключительно в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, правовой подход Заказчика сводится к ограничению числа участников, что противоречит целям проведения закупки и принципам Закона о контрактной системе.
Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, доводы Заявителя относительно положений конкурсной документации ограничивающие возможность предоставления неограниченного количества положительных отзывов по одному контракту или от одной и той же организации не находят своего подтверждения, ввиду того, что Заявителем не представлено доказательств наличия в конкурсной документации, в проекте контракта положений, не отвечающих требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаврентьева и партнеры" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленные нарушения повлияли на процедуру осуществления закупки.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 августа 2021 г. N 047/06/54.3-1859/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021