Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Масленица" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Комбинат школьного питания" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП НЭП (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов на вторые блюда для нужд МБУ "КШП" в 2021 году (извещения N 0848300044521000213 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части непринятия к оценке документов и сведений, представленных в составе второй части заявки Заявителя.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 09.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 818 250,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 02.08.2021;
4) на участие в Конкуре подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкуре допущено 3 заявки от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
6) победителем Конкурса признано Муниципальное оптово-розничное торговое предприятие городского округа Химки Московской области "Анзас" с предложением о цене контракта 3 631 500,00 рублей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом рассмотрены документы и сведения, представленные в составе второй части заявки Заявителя, кроме того ненадлежащим образам оформлен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.08.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) заявке Заявителя (номер заявки "3") по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки в соответствии с требованиями пункта 27 Правил оценки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" присвоено 5.31 баллов и указано следующее:
Идентификационный номер заявки |
Критерий |
Значимость Критерия |
Предложение участника |
Оценка с учетом значимости |
1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30.00 |
0.00 |
30.00 |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30.00 |
0.00 |
0.39 |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30.00 |
0.00 |
5.31 |
Вместе с тем, из Протокола не представляется возможным установить обоснование присвоения количества баллов заявкам участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией част 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с Критериями оценки заявки участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оцениваются следующим образом:
"Предмет оценки: наличие у участника закупки исполненных им контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, заключенных по результатам проведения конкурентных закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223 ФЗ) за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием в электронном виде. Под сопоставимым характером контрактов (договоров) подразумеваются контракты (договоры) на поставку продуктов питания в учреждения и организации. Под контрактом (договором) сопоставимого объема понимается контракт (договор), стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 250 000 (Двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Комиссией будет оцениваться суммарная стоимость исполненных обязательств по таким контрактам (договорам). В подтверждение опыта для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть приложены копии заключенных контрактов (договоров) и копии актов сдачи-приемки товаров за весь срок действия контракта (договора) сопоставимого характера и объема.
Заказчик вправе запросить у соответствующих учреждений и организаций информацию, подтверждающую аутентичность представленных участником конкурса с ограниченным участием в электронной форме документов.
Оценке не подлежат контракты (договоры), исполнение по которым не завершено, которые не попадают под определение сопоставимого характера и объема. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся копий, иметь четко читаемый текст, на которых видны необходимые подписи и печати. В случае если такие контракты (договоры) заключались в электронном виде, к файлам с документами должны быть приложены сведения о электронных подписях сторон. К копиям этих документов должен быть приложен составленный в произвольной форме реестр стоимостей исполненных обязательств по этим контрактам (договорам) в рублях.
Подтверждением наличия опыта будет также считаться перечень ранее исполненных контрактов, сведения о которых содержатся в реестре контрактов Единой информационной системы. Участник конкурса с ограниченным участием в электронной форме может представить данный перечень заключенных и исполненных контрактов с указанием их реестровых номеров, а также стоимость исполненных обязательств по этим контрактам в рублях. В этом случае участник вправе не представлять отсканированные копии контрактов и соответствующих актов сдачи-приемки товаров. Стоимость исполненных обязательств по контракту в перечне должна соответствовать стоимости исполненных исполнителем обязательств, указанной в реестре контрактов Единой информационной системы. В случае отсутствия в реестре контрактов, размещенных в Единой информационной системе, сведений о заключенном контракте и о его исполнении, но при наличии его в перечне участника, данный контракт не учитывается".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Критериях оценки требований о том, что оценке подлежат контракты/договоры, заключенные по результатам проведения конкурентных закупок, а также контракты/договоры, сведения о которых должны содержаться в реестре контрактов Единой информационной системы, необоснованно исключают возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, установление требования о том, что оценки подлежат контракты/договоры, предметом которых является поставка продуктов питания в учреждения и организации подобным образом, вводит участников закупки в заблуждение, в ввиду того, что участникам закупки не представляется возможным однозначно установить, какие контракты будут учитываться Конкурсной комиссией при оценке заявок участников закупки.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок участников закупки по установленным ненадлежащим образом Критериям оценки в Конкурсной документации неправомерна и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Масленица" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6,7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 18.08.2021 N 50/06/31894/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 августа 2021 г. N 50/06/31894/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021